Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Современные проблемы экологического образования
(по материалам работ экологических конференций учащихся)

Е. А. Дунаев, И. А. Смирнов, руководители Кружка юных натуралистов Зоологического музея МГУ

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

В настоящее время слово «экология» стало модным атрибутом разного рода образовательных проектов, однако предметная сущность и границы этого понятия размываются. Одной из ключевых проблем экологического образования стало именно искажение изначального смысла этого термина (Россолимо, Дунаев, 2004), что оказало существенное влияние на качество обучения.

Для оценки степени результативности образовательного процесса наглядно может быть использован анализ тематики и качества исследовательских работ учащихся, представленных на различных конференциях и конкурсах экологической тематики. Такой способ удобен еще и по тому, что анализу подвергаются реальные результаты экологического образования (материалы конкретной практической проектно-исследовательской деятельности учащихся). Основная цель нашей публикации провести сравнительную оценку исследовательских работ школьников по экологии и охарактеризовать в связи с этим основные тенденции и проблемы современного экологического образования.

Задачами данной работы были: сравнить понимание экологии в различных исследовательских работах учащихся; оценить факторы, влияющие на качество работы; исследовать динамику изменений тем работ, подаваемых на исследовательские конференции школьников, за последние несколько лет.

Предварительный анализ позволил разделить исследовательские экологические работы учащихся на две группы.

Первую составляют собственно «экологические» работы. Экология в них понимается традиционно («узко») как «наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой» согласно одному из определений Биологического энциклопедического словаря (Гиляров, 1998) или как «наука о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга (организмов, популяций и экосистем) в их взаимоотношениях с условиями среды» (Шилов, 1997). Сходное определение приведено в советских школьных учебниках разных лет (Полянский и др., 1977, 1980), в «Биологическом словаре для поступающих в ВУЗы» (Ксенофонтова, 1992) и даже в популярном толковом словаре Ожегова (Ожегов, Шведова, 1999). Предмет исследований данной группы работ — экология какого-либо вида или группы видов, изучение различных экосистем.

Работы второй группы характеризуются одним из двух следующих признаков: в них экология либо смешивается с другими науками (например, с медициной и гигиеной, литературой или краеведением), либо трактуется исключительно как способ оценки состояния окружающей среды и обоснование форм природоохранных мероприятий. В обоих случаях происходит искажение общепринятого понятия, что позволяет говорить о «квазиэкологической» тематике. В «квазиэкологических» работах превалирует антропоцентристский подход к проблеме исследования и к экологии в целом. Формулировки тем этой группы работ обычно абстрактны, гораздо шире их концептуальной основы, а в ряде случаях содержание почти не соответствуют заявленной тематике…

При анализе тематики работы и определении принадлежности ее к той или иной группе рассматривалось максимальное количество доступных сведений о работе (название, реферат, тезисы или материалы работы). Каждая из работ относилась либо к «экологическим», либо «квазиэкологическим» (работы, которые нельзя было отнести ни к одной из групп, не учитывались). Реферативные работы учитывались отдельно от исследовательских. Для каждой из работ по возможности отмечалась следующая информация: год выполнения (представления) работы, исходящая организация, образование научных руководителей работы. Всего было проанализировано около 3440 работ, опубликованных в сборниках материалов более десятка конференций учащихся (Дунаев, 1998; Дунаев, 1999; Дунаев, 2001; Дунаев, 2002а; Дунаев, Смирнов, 2002; Моргун, 2004; Моргун, 2005; Леонтович, 2003; Леонтович, 2004; Леонтович, 2005; Седлецкая, 1998 и др.). Представленные материалы базируются на результатах конференций, прошедших в 1999-2005 гг.

В итоге предпринятого анализа установлено, что в тех случаях, когда на конференцию принимаются как реферативные, так и исследовательские работы, число рефератов доминирует. Причем, в подавляющем большинстве ситуаций, рефераты не содержат атрибутов исследования, а лишь описывают проблематику. Среди исследовательских работ на конференциях школьников преобладают «квазиэкологические» работы…

Можно выделить три основных фактора, оказывающих влияние на количество «квазиэкологических» работ: образование научных руководителей работ, тип образовательного учреждения, в которых были сделаны работы, и массовость отдельно взятой конференции.

Руководителями большей части «экологических» работ являются выпускники биологических факультетов различных вузов. В то же время лиц, не имеющих высшего образования, а также выпускников педагогических и небиологических (особенно часто географических, медицинских, гуманитарных) вузов возрастает в случае руководства «квазиэкологических» работ. Исторически сложилось, что на всех уровнях экологического образования вРоссии (школьном — как базовом, так и дополнительном, высшем и послевузовском) занимается две принципиально различающиеся группы учреждений: специализированные и неспециализированные.

Для специализированных учреждений биологическое и экологическое образование — это основной профиль работы. В школьном экологическом образовании примером таких организаций могут быть станции юных натуралистов, экологические кружки при музеях и зоопарках и т.п.; в высшем — биологические вузы, в послевузовском — курсы повышения квалификации при университетах и пединститутах. Для неспециализированных организаций экологическое образование является скорее данью моде и часто побочным направлением в работе, служащим в ряде случаев для привлечения дополнительного финансирования, внимания к учреждению и повышения его престижа и конкурентоспособности. Примеры данных учреждений: кружки на базах среднеобразовательных школ, во многих случаях — не специализирующиеся в области экологии и биологии учебные группы центров творчества детей при муниципальных или других местных органах управления, небиологические (химические, физические, социальные и другие) вузы и т.д.

Подавляющее большинство работ, представленных от учреждений, специализирующихся на экологическом образовании, относится к первой из двух выделенных нами групп…

Стоит отметить, что первые два фактора связаны друг с другом: ведь выпускники биологических вузов чаще работают в специализированных учреждениях. Третий фактор – массовость конференции. Чем больше работ допущено до участия в конференции, тем больше из них «квазиэкологических» исследований, что говорит о необходимости более строгого и дифференцированного подхода к приему работ на конференцию…

Переоценка сложившихся приоритетов в массовом сознании населения возможна при реализации трех основных условий: наличия соответствующей литературы, переподготовки педагогов по смене антропоцентристской парадигмы на биоцентристскую и перераспределении финансирования в пользу специализированных учреждений…

К сожалению, современная государственная идеология, как и мировоззрение организаций-грантодателей, направлены на громкие масштабные акции и популистские образовательные тематики, часто идущие в ущерб качеству учебного процесса и воспитанию экологически безграмотного поколения. Пока сохраняется подобная тенденция, на исследовательских конференциях учащихся неизбежно будут появляться абсурдные с точки зрения экологии как науки работы школьников типа: «Экология космического пространства», «Экология души», «Пресноводная экосистема в космосе», «Культура помойки» или «Любовь и ее последствия. Экология любви».


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016