Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Кружок «Современная ботаника» кафедры высших растений
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

А. С. Беэр, кандидат биологических наук, сотрудник Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2008
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Часть первая. История.

Ботанический кружок кафедры высших растений Московского университета имеет славную длительную историю. Это один из немногих кружков в Москве именно ботанической направленности. Он создан в 1961 году Валентиной Ростиславовной Кондорской, сотрудником кафедры высших растений, бессменно руководившей кружком 30 лет. Благодаря незаурядному педагогическому таланту, энтузиазму и огромной тяге к преподаванию Валентина Ростиславовна сформировала уникальный творческий коллектив, привив сознательный научный интерес многим поколениям школьников. Среди выпускников кружка многие ныне известные специалисты-ботаники, являющие собой гордость московской ботанической школы.

Занятия кружка проводились по четвергам (начинались в 17 часов) в одной из аудиторий Малого практикума Биологического факультета. Каждый год в кружке занималось от 10 до 20 учеников. Со стороны казалось, что это были самые обычные занятия, даже слегка смахивающие (по мнению некоторых) на Малый практикум первого курса. Не будет откровением для читателя и подход к их организации. Как и во многих других кружках, вначале разбирались теоретические вопросы, за которыми обычно следовала практическая работа. Но не это сделало кружок знаменитым.

С самого начала во главу угла Валентиной Ростиславовной был положен принцип открытости и доступности. В отличие от других биологических кружков, дети принимались в него без каких бы то ни было собеседований и экзаменов. Не существовало и жесткого регламента. Опаздывавшие могли включаться в работу, а после занятия некоторые оставались, работая с гербарием или литературой. Такой подход позволил создать между кружковцами атмосферу исключительного доверия и благожелательности. Все были увлечены общим делом — познанием мира растений. Так устранялась всякая почва для формирования в сильных учениках зазнайства и чувства собственного превосходства. На это Валентина Ростиславовна обращала особое внимание. Будучи очень честным, скромным и порядочным человеком, она стремилась эти качества передать и своим ученикам. С теми же, в которых это тем не менее проявлялось, приходилось поступать достаточно жестко. Валентина Ростиславовна вспоминает, как однажды ей пришлось отозвать с летней практики такого «зазнаваху». Правда, за 30 лет это был единственный случай.

У кружка была четырехлетняя программа, рассчитанная на детей начиная с 6 класса, так что, придя в этом возрасте, оставшиеся 4 школьных года ученик не видел повторов. В первые два года ученикам преподавалась преимущественно морфология и анатомия, а третий и четвертый годы обучения были посвящены систематике растений. Практические задания были очень разнообразны. Во-первых, это, конечно, определение растений. И весной и осенью — по цветкам и плодам, и зимой — по почкам. Во-вторых, это самостоятельная работа с растениями и изучение их внутреннего строения. Кружковцы сами препарировали, делали препараты, изучали и зарисовывали их. Все закладывали гербарий, затем монтируя его.

Валентина Ростиславовна старалась не пропустить ни одного значимого научного события. На интересные мероприятия всегда приглашались члены кружка. Кроме этого, часто сотрудники, аспиранты и студенты кафедры (и не только высших растений) делали сообщения на кружке. Позднее это были, в том числе, и выпускники кружка.

Выезды и экскурсии занимали очень важное место. Собственно, в сентябре занятия начинались, как говорит Валентина Ростиславовна, с улицы. Это была первая экскурсия о том, что растет вокруг нас. Трудно перечислить все места в Москве и ближайшем Подмосковье, куда не ступала нога молодых ботаников. Экскурсии проходили и на территории Университета и на Воробьевых (тогда Ленинских) горах, в лесопарках Москвы. Естественно, досконально изучалась экспозиция наших ботанических садов. Часто посещали кружковцы и музеи, начиная с 25 этажа Главного здания МГУ — Музея почвоведения, кончая Палеонтологическим институтом. В Подмосковье излюбленным местом экскурсий были окрестности села Ромашково и Звенигородской биостанции МГУ.

Летней экспедиции кружком не проводилось, однако Валентина Ростиславовна брала с собой на летнюю студенческую практику наиболее интересующихся учеников, которые работали и сдавали зачеты наравне со студентами.

Кружок участвовал в проведении школьных конкурсов на Биологическом факультете. На один из них как-то пришел Петр Петрович Смолин. «Хороший подбор!» — похвалил он кружковцев, подготовивших ботаническую часть...

В 1991 году Валентина Ростиславовна ушла на пенсию. В середине девяностых кружок прекратил свое существование.

Часть вторая. Возрождение.

Честно говоря, еще 10 лет назад автор и представить не мог, что будет работать с детьми...

Но так получилось, что в начале 2002 года наш заведующий предложил возобновить на кафедре школьный биологический кружок. Почему бы и нет? Сразу стало очевидно, что, как это не парадоксально, одним Университетом этого дела не осилить. Вот так и сформировалось сотрудничество Университета и Московской городской станции юных натуралистов.

Уладив все необходимые формальности, перед началом учебного года я приступил к поиску желающих заниматься с нами. Понятно, что никому не известное, новое начинание не может пользоваться популярностью. Я придумал объявления о нас, и обошел несколько школ в окрестностях Университета. Удивительно разнилась реакция на мои предложения. В некоторые меня просто не пустили, в каких-то завуч, а может быть какой-либо зам. директора лениво выслушали меня, и лишь в одной из них я со стороны преподавателей биологии увидел живой интерес к планируемому. Как потом выяснилось, именно из этой школы пришли к нам первые и одни из самых увлеченных учеников...

Итак, мы работаем уже 5 лет. За это время в кружке обучалось более 40 детей. Многие их них затем поступили в высшие учебные заведения, в том числе и к нам на Биологический факультет. Мы занимаемся по разработанной нами авторской программе «Современная ботаника», ставшей лауреатом VII Всероссийского конкурса образовательных программ. В ее основе лежит сочетание теоретического материала по основным разделам ботаники с практическими занятиями. Кружковцы сами собирают растения, препарируют, изучают внутреннее строение растений под микроскопом и бинокуляром. Один из важнейших разделов — изучение флоры Центральной России. Мы регулярно проводим выезды в Подмосковье и области, прилегающие к Московской. Каждый год мы организуем летние экспедиции. На нашем счету экспедиции, проведенные на юге Архангельской области (в сотрудничестве с гимназией № 1514), на Байкале, в Херсонской области Украины. Многие кружковцы выполняют самостоятельные исследовательские работы. На многих конкурсах они занимают призовые места (Конференция экспедиционных отрядов МГСЮН, Всероссийские юношеские чтения имени В. И. Вернадского).

Еще одно направление деятельности — работа над нашим Internet-сайтом (www.botaniki.ru), на страницах которого ученики публикуют результаты своих исследований, результаты практических работ, фоторепортажи, отчеты.

Часть 3. Проблемы.

Работая в Университете и немного в школе, осознаешь огромное расстояние между школьной ботаникой и той, которую надо сдавать на вступительных экзаменах, между школьной ботаникой и реальной. Самое поразительное, что последняя интересна не только ботаникам, но и детям, совершенно от нее далеким.

Основная проблема преподавания ботаники в школе, на мой взгляд, в следующем. Ее преподают слишком рано, принеся в жертву остальным разделам биологии. Мало места уделяется именно разнообразию растений, их географии, знакомству с ними вживую. И если в ходе изучения животных к ним же возвращаются в курсе общей биологии в старших классах, то о ботанике мельком вспоминают, разве что касаясь законов Менделя или основ экологии. Между тем, объем элементарных знаний по ботанике отнюдь не меньше, чем по зоологии (слышу упреки учителей — сужу по требованиям вступительных экзаменов, которые учитывают знания ведь именно ШКОЛЬНОЙ программы). Но даже не в объеме дело. Некоторые вещи не просто доходят (например, цикл развития сосны). Вот и получается, что на должном уровне всего в шестом классе не расскажешь, а оставшееся потом забывается напрочь.

Растения, с одной стороны, загадочные создания, с другой — просто банальны. Они сами по себе меньше чем животные приковывают внимание (если это не гигантские секвойи, конечно), а их молчаливое присутствие вокруг нас окончательно подрывает любознательный интерес. Ведь куда более захватывающе наблюдать за зайцем, канюком или богомолом.

Все это вместе и есть корни ботанического невежества (хорошо по этому поводу «прошелся» Б. М. Каплан). Многие из нас даже не представляют, сколь удивительными растения могут быть. С появлением научно-популярных фильмов эта завеса для обывателя приоткрылась, однако лишь чуть-чуть. Ужасно, что многие, казалось бы, благие просветительские начинания даже и не пытаются влиять на ситуацию. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите на красочные таблички, повествующие о деревьях городского заказника «Воробьевы горы»: добрая половина информации начинается словами «По гороскопу...».

Увы, трудностей в нашем деле обнаружились и совсем с другой, неожиданной стороны. Коллеги видят, насколько сильно каждый год возрастают формальные требования к руководителям кружков. Еще пару лет назад невозможно было представить то количество бумаг, которые ныне приходится писать, заполнять, подписывать, сочинять, чтобы организовать экскурсии, выезды, экспедиции. При этом реальный уровень ответственности педагога (по совести) не изменился, да и не может измениться. Чем это обусловлено? С точки зрения здравого смысла ужесточение контроля необходимо в случае ощутимого систематического вреда, причиняемого той или иной системе. Что, до введения всего этого вороха бумаг мы работали хуже? Или, как это не цинично, больше было несчастных случаев? Мой личный опыт говорит об обратном. Посмотрите на историю даже нашего кружка. О золотых его годах свидетельствуют отнюдь не годовые вымученные отчеты прибывших и убывших, справки заявления и приказы...

Куда все движется? Будут ли наши дети лет через 10 с увлечением рассказывать про цветущие Венерины башмачки, увиденные в экспедиции в далеких сказочных краях?

Автор искренне признателен Валентине Ростиславовне Кондорской, любезно поделившейся воспоминаниями об истории нашего ботанического кружка.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016