Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Возможные подходы к организации экологических лагерей

Баличева Елена Аркадьевна, методический отдел Московской городской станции юных натуралистов, «Пятьдесят седьмая школа»

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2005
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Понятие экологического лагеря можно рассматривать широко: какую бы форму ни имела поездка с детьми в экологическом лагере, она всегда имеет экологическую направленность, то есть сочетает элементы путешествия с изучением и постижением природы.

Духовное, этическое, эстетическое воздействие природы на человека огромно. В природе все удивительно лаконично, целесообразно и отличается неведомой, лишь угадываемой нами формулой красоты. Одной из особенностей экологически ориентированной поездки может быть синтез двух начал: образовательного и воспитательного. А именно: сочетание естественнонаучного подхода с чувственным, эмоциональным восприятием природы, тесно связанным с такими понятиями как «сопереживание» и «проживание».

Рассмотрим эти два начала подробнее:

1. Что может дать естественнонаучный подход для образования, развития интеллектуального начала в ребенке?

В поездке подобного рода:

  • Естественнонаучные предметы изучаются не по учебникам, а на основе общения с окружающим миром. Сухие, абстрактные знания обрастают реальной плотью. Человек должен научиться умению «видеть» явление в природе и понимать его суть.
  • Существует большое разнообразие форм и подходов, применение которых невозможно в условиях города и которые позволяют сделать процесс обучения более интересным.
  • Человек включен в жизнь всем своим существом. И чем активней его позиция, тем лучше он усваивает материал. Дети после таких поездок очень долго помнят изученное, чего не скажешь об их школьных знаниях.
  • Изучая природу, мы видим взаимосвязь разных наук и понятий, что дает возможность для комплексного, интегрированного подхода к знанию.
  • Вырабатываются экологические нормы поведения в природной среде. Воспитывается чувство личной ответственности за судьбу природы. Появляется потребность каким-либо образом помочь ей.
  • В сознании человека закрепляется определенная культурная традиция, связанная с искусством путешествия. Прививается творческий подход к делу, вкус к естествознанию в целом, потребность в дальнейшем образовании и росте профессионализма.
  • Из зрителя и потребителя человек постепенно превращается в интерпретатора, эксперта и творца, нацеленного на осмысление, отдачу и сопереживание.

2. Что может дать внимание к чувственно-эмпатическому освоению действительности для воспитания эмоционального отношения к природе? И как это осуществить?

Приоритет интеллектуального начала, обучения в его традиционном смысле, отдающего предпочтение проработке содержательной части образовательных программ — тенденция, характерная для нашей отечественной школы. Однако если, при организации экологического лагеря поставить акцент на проблему проживания в целом, то такие вопросы, как:

  • масштабность путешествия;
  • цели, задачи, формы работы в экологическом лагере;
  • адекватность самих детей всему происходящему получат принципиальное разрешение.

Собираясь в летнюю поездку, мы всегда отталкиваемся от того, какие дети едут с нами. Сколько им лет, что им интересно, насколько они знакомы друг с другом, что им по силам. Все это вместе взятое определяет многое: масштаб поездки, маршрут, формы и методы работы с детьми.

Но есть и нечто общее, характерное для всех наших поездок. Каждый раз нам, взрослым, хочется получить вместе с детьми пусть небольшой по времени, но целостный опыт жизни в природе.

Прожить так, чтобы этот активно и осмысленно прожитый период времени, стал для нас школой:

  • освоения натуралистической и исследовательской экологически ориентированной деятельности;
  • путешествия в определенную культурную традицию восприятия и общения с природой, с ландшафтом;
  • взаимодействия взрослых и детей в большом коллективе, в рабочей группе, в условиях походной и лагерной жизни;
  • преодоления лени, нерешительности, страха, усталости и всего того, что мешает углублению личной ответственности и самоограничения, как необходимых спутников «взрослой» свободы.

Поездки подобного рода называются экспедициями. Экспедиция для нас — название не только официальное, но и смысловое, способное вместить и сочетать те формы деятельности, которые там реализуются. Протяженность экспедиции не исчерпывается физическим временем ее проведения. Этому предшествует довольно длительный период времени по формированию предобраза поездки.

В этот период:

  • намечаются и прорабатываются цели, задачи, формы и методы работы в экспедиции;
  • разрабатывается маршрут;
  • формируется коллектив взрослых, являющихся единомышленниками;
  • формируется детский коллектив, выделяется его «костяк»;
  • осуществляется активная подготовка коллектива к прохождению маршрута и осуществлению учебной практики;
  • согласовываются и взаимно прорабатываются законы внутренней жизни в поездке.

Как же это происходит?

Цели, задачи и методы работы в экспедиции определяются, прежде всего, возрастными особенностями детей, которые могут либо ограничивать процесс восприятия информации, либо стимулировать его.

Наш опыт общения с разными возрастными группами детей вполне соответствует описанию, изложенному в книге «Школа природы» В. П. Чижовой (1997)...

При работе с подростками очень важно поставить акцент на самостоятельность в работе, совместную постановку цели и способов ее решения. Взрослый скорее должен выступать здесь не в роли авторитарного руководителя, а в роли консультанта, заинтересованного проводника, носителя традиции.

Если ситуация позволяет, можно разрабатывать специальные путешествия с элементами риска и приключения, а также большой долей самостоятельности в принятии решений.

Кроме того, независимо от возрастного состава группы, важно учитывать индивидуальные особенности детей, их социально-общественный уровень, соотношение девочек и мальчиков.

Также, учитывая возрастные особенности детей, мы решаем — каким быть масштабу и маршруту путешествия…

Маршрут путешествия не должен быть монотонным: необходимо сочетать открытые пространства с закрытыми; характерные ландшафты чередовать с переходными полосами; суметь обыграть меняющиеся краски природы, контрастные запахи и впечатления.

В путешествии (по Б. Б. Родоману) обязательно должен быть кульминационный момент — обычно это самое красивое, интересное, труднодоступное или удаленное место. Кульминационный момент путешествия обычно располагается ближе к его концу, чем к началу. Если путешествие делится на какие-то части, то в каждой из них может быть своя, малая кульминация.

Маршрут путешествия должен быть доступным и посильным для его участников.

Еще одно требование к маршруту — его информативность. Необходимо, чтобы он удовлетворял познавательные потребности участников путешествия в области биологических, геологических, географических и экологических проблем.

Для осмысленного и продуманного создания маршрута, как правило, бывает, необходима помощь проводников, тем более, если выезд на это место осуществляется впервые.

Проводников надо искать и списываться с ними заранее. Очень большую помощь здесь могут оказать различные особо охраняемые природные территории, тем более что экологический туризм — это посещение сравнительно хорошо сохранившихся очагов природы.

Прежде всего, это национальные парки и некоторые заповедники, в задачи которых как раз и входит экологическое просвещение.

Для детей среднего и старшего школьного возраста очень важна востребованность их работы внешним миром, а экспедиции на охраняемых территориях, как правило, нуждаются в волонтерской помощи, сборе определенного исследовательского материала, предоставлении фото- и видеоматериалов.

Цели экспедиции изначально соотносятся с типом планируемой поездки. Наиболее приемлемой для экологических поездок представляется классификация типов экспедиций, описанная Д.В. Моргуном в сборнике «Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования» (2004)…

Во время формирования «предобраза» экспедиции взрослым очень важно усвоить следующую позицию на этот период: «не так важна сама поездка, как работа детского коллектива по подготовке ее». Поездка — это своего рода педагогическая приманка, с помощью которой мы мобилизуем детей на большую и многоплановую работу. Надо постараться удержаться от извечной «взрослой» попытки все взять на себя. Необходимо посильное участие и работа каждого ребенка.

Здесь нужна детская организационная самодеятельность, состоящая:

  • в подготовке и проведению вместе с взрослыми небольших туристических походов, экскурсий, практикумов, лекционных семинаров по тематике экспедиции;
  • в «проговоре» и конструктивном решении существующих и возможных проблем; FACE="Symbol"
  • в формулировании законов внутренней жизни в экспедиции и совместной вырабатывании необходимых Соглашений («Правил общежития») и документов — списка вещей, техники безопасности и т. д.;
  • в распределении должностных обязанностей;
  • в хозяйственной деятельности по подготовке экспедиции: подготовки и закупке снаряжения, хозяйственных товаров и продуктов, аптечки, ремнабора и прочее.

Взрослому здесь лучше выступать в роли инициатора и координатора действий, ненавязчивого консультанта, доброжелательного наблюдателя. Хотя по своему опыту, знаю, что это, пожалуй, самый трудный момент.

Во время поездки, учитывая необходимость включенности и адекватности учащихся, педагогам необходимо организовать свои занятия с детьми так, чтобы они позволяли им максимально прожить новые знания и впечатления:

  • пробудить интерес, создать мотивацию к определенной деятельности;
  • создать условия для усвоения ребенком конкретных знаний и умений, для самостоятельного продвижения к новому на основе своего интереса; FACE="Symbol"
  • привлечь разнообразные творческие методики для эмоционального выражения и проживания узнанного;
  • оценить степень освоения учебного материала, включенность детей и эффективность выбранных педагогических методик в ходе выполнения творческих и самостоятельных работ, тестирования или беседы.

По возвращении из экспедиции стоит подумать о формировании «послеобраза» поездки. Материалом для этого могут служить:

  • отчетные документы руководителей экспедиции;
  • рисунки, избранные очерки из полевых и авторских дневников и текущей периодики времен Экспедиции, если таковая была (газеты, альманахи и пр.);
  • содержательная рефлексия учебных смыслов состоявшейся и возможных будущих поездок в этот регион;
  • формирование общего фото- и видео-архива.

Составляющими «послеобраза» экспедиции могут стать тезисы и доклады на Конференцию экспедиционных отрядов; видеофильмы по учебной и пейзажной тематике; фотоальбомы; слайдофильмы; стенды; итоговые газеты, работа над которыми идет с активным привлечением участников экспедиции. Все, что происходит на этом этапе, имеет не только творческий, но и синтетический характер. Яркий пример этому: создание видеофильмов, которое подразумевает не только процесс видеосъемки, видеомонтажа, разработки концепции фильма, но и подбор соответствующей музыки и текста.

Итак, необходимость сочетания в экологическом лагере (в нашем случае, в экспедиции) в равной степени обучающего и воспитательного подхода, основанного на учете возрастных и индивидуальных психологических особенностях детей, на специфике эмоционального восприятия окружающего мира в разных детских группах, обусловлена широким спектром задач в лагерях разных типов. Среди таких задач:

  • развитие разных сторон личности;
  • создание условий для приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • формирование стремления к познанию окружающего мира;
  • помощь ребенку в ощущении себя частью природы и выработке природосообразной модели поведения.

Таким образом, только в экологическом лагере нам представляется возможным полноценное экологическое образование в широком смысле этого слова.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016