Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Комплексные практики на Соловецких островах

Семашко Анна Юрьевна, Московская городская станция юных натуралистов, Пятьдесят седьмая школа

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2005
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Соловецкие острова неслучайно включены в список «Всемирного природно-исторического наследия» ЮНЕСКО. Соловецкий архипелаг уникален тем, что расположен на границе как геологических и биологических зон, так и исторически Соловки оказались одним из самых северных рубежей нашего государства. Кроме того, архипелаг служит местом гнездования для морских колониальных птиц и здесь же находится уникальное место репродуктивного скопления морских китообразных — белух.

Вот почему это место прекрасно подходит для проведения комплексных практик. Даже если Вы, мой читатель, планируете проводить исключительно биологическую практику, то специфика места просто не позволит этого: архитектурные, археологические, исторические, топонимические и даже геологические объекты будут буквально «врываться» в ход Ваших экскурсий; лучше, если Вы будете к этому заранее готовы.

Нужно отметить, что выбор условий проживания довольно существенно определит стиль проводимой Вами комплексной практики. На Соловках есть возможность и арендовать жилье, вплоть до комфортабельных, но дорогих гостиниц; можно также получить разрешение на палаточный лагерь в местной администрации. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Иногда возможно их сочетание.

Соловецкие острова: география, геология, растительность, история
Соловецкий архипелаг — группа островов в северной части Онежского залива Белого моря. В его состав входят больше сотни островов разного размера. Самые большие из них носят следующие названия (в порядке убывания площади): Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий. Общая площадь архипелага составляет приблизительно 300 кв.км. Из них 215.5 кв.км. приходится на о. Большой Соловецкий, 47.1 — на Анзер, 10.6 — на Большую Муксалму, 1.06, 1.3, 1.1 км на острова Малая Муксалма, Большой Заяцкий и Малый Заяцкий соответственно. Площадь других островов по отдельности, как правило, не превышает 1 га.

Географическое положение
Архипелаг расположен между 64°57' и 65°12' с.ш. и 35°30' и 36°15' в.д. Он отделен от Карельского берега Белого моря пятидесяти-километровым проливом Западная Соловецкая салма, а пролив Восточная Соловецкая салма шириной примерно 15 км отделяет его от Летнего берега Онежского полуострова. Острова Большой Соловец-кий и Большая Муксалма соединены двухкилометровой валунной дамбой, построенной в середине ХIХ в. Пролив между северо-восточной частью о. Большой Соловецкий и о. Анзер носит название Анзерской салмы. Сложный, преимущественно моренный рельеф с небольшими перепадами высот (наивысшая точка архипелага — гора Вербокольская на о. Анзер высотой 88 м) и избыточное увлажнение обусловили наличие большого количества озер (более 500) и болот в понижениях. Длительная и активная хозяйственная деятельность человека привела к частичной замене таежных лесов на вторичные лесные формации и к появлению лугов, значительно деградировавших в последние годы, но играющих заметную роль в облике Соловков. Характерной особенностью архипелага наличие развитой сети искусственных каналов соединяющих собой более 100 озер.

Геологическое описание
Острова находятся на границе Балтийского кристаллического щита на западе и двух плит: Русской на юге и Тимано-Печорской на северо-востоке, в зоне Кандалакшско-Онежских палеорифтов. Область щита испытывает значительное поднятие с начала голоцена, с момента ухода ледника, а восточная часть архипелага испытывает опускание. Поэтому на островах можно наблюдать следы как экзарационной (выпахивающей) деятельности ледника — «бараньи лбы», например, так и моренные (то есть аккумулятивные) структуры — озы и друмлины (песчаные холмы различных форм, отложенные ледником).

Климатическая характеристика
Климат Соловецких островов, характеризующий в целом и климат остальной территории залива, в значительной мере подвержен влиянию окружающего их Белого моря, которое в теплое время года конденсирует тепло, а в холодное — холод. Благодаря ему времена года на архипелаге как бы запаздывают по сравнению с соседними континентальными территориями, а перепад температур в течение года (амплитуда колебаний средних температур лета и зимы составляет 21.8°С) относительно невелик для этих широт. Средняя температура самого холодного месяца года (февраля) -11.2° С, самого теплого (июля) +12.2° С. Среднегодовая температура +0.5° С. Среднегодовое количество осадков сравнительно мало (378 – 380 мм/г), однако влажность воздуха велика, благодаря испарению морской воды.

Растительность
Исследуемая территория располагается в пределах подзоны северной тайги, южная граница которой проходит лишь немного южнее Онежского залива. Для нее характерны, прежде всего, еловые и сосновые северотаежные леса различных типов...

История
История заселения Соловецкого архипелага начинается со II-I тыс. до н. э. При археологических раскопках, постоянно ведущихся на архипелаге, были найдены лабиринты и, по предположениям историков, захоронения (или кенотафы), созданные неолитическими жителями островов. Сейчас эти объекты раскопаны и маркированы на местности…

***

Мне доводилось дважды проводить биологические практики школьников на Соловецких островах. В первом случае это была практика биологического кружка после 9 класса, во втором дети были на два года младше, и не являлись кружковцами. Довольно сильно отличались и базовые условия. В первом случае у нас была постоянная квартира, позволившая устроить нормальные камеральные занятия с аквариумами и бинокулярами. Во втором случае отсутствие постоянной базы, и большая часть времени в режиме палаточного лагеря исключили камеральные занятия, зато гораздо большее внимание мы смогли уделить историческому блоку.

Какую бы программу практики вы не составили, несомненно, фокусом ее должно быть изучение границы моря и суши — литорали. Условия, для нее характерные, животные и растения ее населяющие, то, как приспосабливаются они к этим условиям —благодатнейшая тема для практики, позволяющая поднять и рассмотреть вопросы экологии и эволюции, морфологии и систематики различных групп. И так же как вехи истории нашей будут попадаться вам на глаза повсюду на Соловках, так и приливно-отливная зона — куда бы вы ни пошли, будет частью ваших маршрутов…

Ниже мы приводим текст одной из экскурсий на каменистую литораль. На практике проводилась она нами отдельными блоками во время различных маршрутов по литорали (см. ниже). Разумеется, уровень изложения материала в зависимости от возраста и уровня группы может довольно сильно отличаться.

Текст экскурсий был составлен нами на основе книги Наумова А. Д., Оленева А. В. «Зоологические экскурсии на Белом море. Пособие для летней учебной практики по зоологии беспозвоночных» (под. ред. А. А. Стрелкова, Л.: ЛГУ, 1981). Книга очень хороша, но, к сожалению, представляет собой библиографическую редкость.

Экскурсия на каменистую литораль

Самое подходящее время для экскурсии на литораль — отлив. За верхней границей прилива лежит бурый вал высушенных водорослей — штормовые выбросы. В них часто можно найти панцири крабов, сухие губки, раковины моллюсков и т.д. Есть здесь и живые животные: ракообразные, малощетинковые кольчатые черви, мелкие насекомые, хищные личинки жуков, из семейства Staphilinidae, несколько видов пауков, клещей, тихоходок и др. Все вместе они составляют характерную супралиторальную сухопутную фауну. Кроме обитателей выбросов, в этой зоне встречаются и водные формы, которые поселяются в супралиторальных ваннах, представляющие собой заполненные морской водой углубления в скалах. Иногда соленость в них из-за сильного испарения становится значительно выше, чем в море, а иногда вода в них сильно опресняется осадками. Здесь поселяются пресноводные личинки комаров, стрекоз и ручейников вместе с такими типично морскими животными, как бокоплавы, равноногие рачки — Jaera albifrons и литторины.

Подойдя к отвесной скале с мористой стороны, можно отчетливо увидеть все три горизонта осушной зоны. Там, куда не долетают даже брызги волн, гранит обрастает черно-серыми и зеленоватыми лишайниками. Отсюда начинается относительно светлая резко очерченная зона супралиторали. Под ней простирается довольно темный верхний горизонт литорали, где уже можно найти морских животных — мелких улиток Littorina saxatilis. Ниже идет средний горизонт литорали — полоса, белоснежная из-за массового поселения морских желудей –— Balanus balanoides. Далее идет нижний горизонт, примыкающий к самой воде. Он кажется грязно-бурым, почти черным, от сплошного покрова тяжело свешивающихся мокрых водорослей Fucus vesiculosus и Ascophyllum nodosum.

Хотя разделение осушной зоны на горизонты на вертикальной скале заметнее, для более детального знакомства с литоральной фауной нужно выйти на отлогий берег. Отступающая вода обнажает камни, густо заросшие фукоидами, и задерживается в углублениях скал и дна, образуя литоральные ванны. Они заселены многочисленными животными, за которыми удобно вести наблюдение в естественной обстановке…

Возможные темы занятий

1 — литораль — песчаная, каменистая
Выбор места богат — практически везде по большому Соловецкому острову, за исключением глубоких губ типа Долгой. Однако наиболее обширна и разнообразна литораль от мыса Толстик до мыса Белуший. Здесь чередуются участки песчаной и каменистой литорали.

Хороши и удобны Филипповские садки. Вполне неплохо побережье от Поселка к южному мысу Печак. То есть практически во время любого экскурсионного маршрута можно и нужно включать куски, посвященные литорали. Это можно делать либо как небольшие интермедии во время экскурсий, либо как отдельные экскурсии, либо как наблюдения и отбор материала силами самих учащихся в рамках небольших самостоятельных исследований.

2 — сублитораль
Здесь на Соловках есть почти уникальное место, где сублитораль и ее основные обитатели доступны без вылова драгой с лодки или погружений с аквалангом. В воротах Муксалминской дамбы постоянное течение приводит к тому, что ни осушки, ни зимнего промерзания нет. Таким образом, можно на глубине полметра наблюдать и собирать типичных сублиторальных обитателей — таких, как ламинарии с эпифитами, иглокожих, крупных сублиторальных балянусов и т. п.

3 – водоросли
По нашему опыту, водоросли-макрофиты — необходимый, яркий и довольно удобный объект, достойный отдельного блока практики. «In vitro» — это фукоиды на литорали, ламинариевые заросли в воротах дамбы, и многие багрянки из штормовых выбросов.

Последние требуют (если, конечно, у Вас нет возможности драгирования) предварительных сборов в течение нескольких дней с гербаризацией или содержанием в аквариуме.

4 — растительность супралиторали
Довольно разнообразна и неплохо представлена, как на участках берега к мысу Печак, так и в районе Филипповских садков — мыс Толстик. Вообще создается впечатление, что западное побережье предоставляет больше возможностей. Хотя, конечно, годится любой маршрут вдоль берега.

5 — растительность верховых болот
Болотных вкраплений на островах довольно много, но нам удобным показался довольно крупный участок по пути с Секирной горы на мыс Белуший, либо недалеко от мыса Печак. Здесь также можно сделать небольшую экскурсию во время остановки, либо спланировать большое занятие специально.

6 — тундровая растительность
Довольно большие по площади участки тундры есть лишь на о. Анзер, который довольно труднодоступен (нужно специальное разрешение от монастыря, да и дорого).

Однако на западном берегу к северу от мыса Белуший и на Большом Заяцком острове есть вкрапления тундровых участков со многими типичными растениями.

7 –— жизненные формы растений
По пути на мыс Печак есть несколько интересных урочищ со свилеватыми («закрученными» под действием ветра) соснами, там же на берегу флаговые формы сосен и стланиковые и подушковидные можжевельники. Здесь же уникальные стланиковые и стелющиеся ели.

8 – интродукция растений и микроклимат
Безусловно, стоит посетить местный ботанический садик в Макарьевской пустыни.

Он невелик и по площади и по числу видов, но, учитывая, что интродукцией начали заниматься еще в XIX в., здесь набралась неплохая для данного климата коллекция сибирских, дальневосточных и североамериканских растений, как древесных, так и травянистых.

9 — морские колониальные птицы
Конечно, исследования основных гнездовий на мелких безлесных островах — лудах — требуют плавсредств, но во время пеших маршрутов или экскурсии на Заяцкие острова можно увидеть довольно много птиц на воде или близких лудах.

Прежде всего — гаги, чайки и крачки, тупики и гагарки, многие кулики на литорали, на озерной системе чернозобые гагары с птенцами, подпускающие довольно близко.

Рядом с мысом Белуший есть довольно крупная колония крачек. К сожалению, она не очень стабильна. На осушной полосе интересно посмотреть кормежку многих видов и пищевые объекты.

10 — ластоногие
Здесь обитают два вида: лахтак и нерпа. Часто встречаются в море при катерных экскурсиях. Довольно регулярно можно видеть нерп на мысе Печак, на камнях во время отлива, что, кстати, следует учесть во время планирования времени экскурсии на Печак.

11 — китообразные
Соловки предоставляют уникальную возможность не только увидеть, но и спланировать наблюдения за белухами на очень небольшом расстоянии. Мыс Белуший — место репродуктивного скопления беломорского стада белух. Они держатся очень близко от берега в течении практически месяца. Сначала только здесь беременные самки и самки с детенышами, затем подходят самцы и начинается период спаривания

Конкретные места, которые надо обязательно посмотреть, организованные в примерные маршруты…

Приложение. Виды, рекомендуемые для зачетов. Для младших мы не давали латынь, и не делали занятий на определение по ключу. Хорошие атласы-определители по высшим растениям и водорослям-макрофитам региона сделаны сотрудниками МГУ и есть в Интернете…


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016