Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Традиционные и инновационные подходы к организации экскурсионной деятельности

Т. И. Щербакова, методист МГСЮН

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2006
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Экскурсия — одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования, в работе музеев и выставочных комплексов. Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма представления коллекций уходит своими корнями в глубокую древность…

Создание музеев привело к созданию традиционной, проверенной временем, форме культурно-образовательной работы с посетителями — экскурсии.

В соответствии с современными представлениями, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени». (Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 128).

У экскурсии есть ряд характерных признаков.

Экскурсия — это организованная деятельность: она проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту.

Главный признак — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии — это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсия строится с учетом психологических особенностей общения с группой, которая является коллективным партнером по общению. Эти особенности помогают экскурсоводу управлять зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).

В последние десятилетия появился новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения. Подробно такой подход изложен в работах кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российского Института Культурологи М. Ю. Юхневич. Предметом общения во время экскурсии являются ценности культуры, представляющие значимость для всех участников. При этом экскурсия рассматривается как тип ролевого общения, где каждый участник действует в пределах регламента и выполняет роль экскурсовода или экскурсанта. Одновременно экскурсия рассматривается как тип прямого общения, при котором экскурсовод непосредственно общается с аудиторией. Он может корректировать свой рассказ и действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение является важным показателем мастерства экскурсовода.

В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией:

1. краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); 2. музейные; 3. комплексные.

В основу данной классификации положены место нахождения и условия изучения объектов экскурсии.

Различается несколько видов краеведческих экскурсий: топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, экологические, эколого-биологические, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.

Целью этих экскурсий является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. В то же время каждый вид имеет свои особенности. В качестве примера можно рассмотреть принципы и методику проведения ботанических экскурсий, предложенную кандидатом биологических наук Савиновым И. А. (2006 г.).

Исходя из основных задач, стоящих перед организатором экскурсии, вышеупомянутый автор рекомендует следующие принципы организации ботанических экскурсий: локальный принцип (материал группируется по связи со средой обитания); сезонный принцип (материал группируется по временам года); эколого-биологический принцип (экскурсии типа «растения-хищники или «растения-паразиты»; изучение способов освоения растениями территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники и т.д.); систематический принцип.

Методика ведения ботанической экскурсии предполагает, что она должна быть предварительно подготовлена, поскольку это выезд в лес, парк, заповедник и т. д. Методика содержит следующие положения:

1. выбрана тема и составлен план;

2. обследовано место проведения экскурсии;

3. составлен маршрут по местности;

4. проведена предварительная беседа с участниками, на которой четко определена для них цель и задачи экскурсии, обращено внимание на важность ведения полевого дневника, флористической тетради;

5. на экскурсии рекомендуется говорить лишь о тех растениях, которые можно показать;

6. владеть техникой демонстрации растений (предложить участнику взять в руки растение или часть его, использовать рисунки и фотографии редких и исчезающих видов растений);

7. способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию при помощи беседы;

8. закрепить материал, полученный в ходе экскурсии, провести заключительную беседу.

В качестве еще одного более развернутого варианта организации экскурсии можно рассмотреть методические рекомендации по теме «Жизнь птиц и млекопитающих зимой» (Биологические экскурсии. М., 1983). Тема экскурсии относится к разделу «Зоология и экология»…

Такие экскурсионные выезды могут быть местного порядка и дальние. Но особенно плодотворно экскурсионная и исследовательская деятельность осуществляется в экспедициях, где участники проводят посильную для них поисковую и научно-исследовательскую работу по заданиям высших учебных заведений, культурно-просветительских учреждений и общественных организаций. Экспедиционные отряды собирают и изучают материалы, которые потом оформляются в виде докладов, сообщений, схем, зарисовок, макетов, коллекций и передаются учреждениям и организациям, чьи задания они выполняли.

Комплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрения…

Комплексные экскурсии могут объединять единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях

Музейные экскурсии проводятся в специально организованном музейном пространстве по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов. Далее приводится классификация музейных экскурсий доктора исторический наук Т. Ю. Юреневой, автора монографии «Музей в мировой культуре» и других исследовательских работ в области истории культуры и музееведения. В соответствии с этой классификацией музейные экскурсии различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов…

Для того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информация и положительные эмоции. Огромная роль в этом принадлежит экскурсоводу.

Экскурсовод должен свободно владеть темой, методикой построения и проведения экскурсии. При этом быть эрудированным, артистичным, доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и поддерживать его в течение всей экскурсии…

Экскурсионные методы — это система приемов работы экскурсовода с группой на экскурсии. Понятие «метод» более широкое, чем «методический прием». Существует следующая классификация традиционных методов проведения экскурсии…

Методы проведения экскурсии отличаются от методов преподавания на занятиях, так как они обеспечивают приоритет зрительного восприятия и активного диалога между участниками экскурсии. В тех случаях, когда экскурсия строится и проводится на принципах, применяющихся в системе вузовского и школьного образования (обучающая дидактика), экскурсант теряет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурсия — это отдых, интересная форма досуга.

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят научные сотрудники различных специальностей. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются методисты. Они определяют тематику экскурсий, запросы посетителей, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий, обобщают опыт экскурсионной работы.

В связи с формированием коммуникативной модели музея применяются инновационные методы в культурно-образовательной деятельности: проектный метод, ролевая игра, компьютерная викторина, конкурсы-задания, музейные праздники и т. д. Внедряются разнообразные путеводители, которые позволяют посетителям самостоятельно познакомиться с экспозицией музея…

Инновационные методы работы используются в крупных государственных музеях…

Ролевая игра стала утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг. В отечественных музеях эта форма еще не получила широкого распространения…

Многие музеи используют в музейной педагогике метод проектов. Основным требованием к использованию проектного метода является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи…

Для того чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, учреждения культуры и образования должны, образно говоря, держать руку на пульсе времени и активно сотрудничать друг с другом. При этом важно использовать в работе и традиционные и инновационные формы деятельности. Экскурсия, как и прежде, остается главной, но не единственной формой работы экскурсовода, музейного педагога, учителя, педагога дополнительного образования. Сотрудники музеев и школ, выставочных комплексов и учреждений дополнительного образования должны владеть всеми базовыми формами работы (лекция, консультация, конференция, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), праздник, концерт, встреча с интересным человеком, ролевая игра) c различными группами населения; применять творческий подход к делу, постоянно совершенствовать методы и формы работы.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016