Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Экскурсионная деятельность и организация эколого-биологического музея образовательного учреждения

Д. В. Моргун, кандидат философских наук, заместитель директора МГСЮН по научно-методической работе

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2006
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Что такое экологический музей в образовательном учреждении?

Эколого-биологический музей — обобщенное обозначение выставочных, коллекционных и демонстрационных комплексов, часто используемых в эколого-биологическом образовании. В образовательных учреждениях в последние годы создаются различные по своему назначению и виду музеи, которые можно условно разделить на несколько типов:

1. Музейный классический комплекс. Может состоять из геологической, палеонтологической, ботанической, зоологической экспозиций, фондохранилища, лаборатории, нередко обеспечен библиотекой, фондом музейно-методической документации, базами данных, компьютерным центром. В региональных образовательных учреждениях дополнительного образования нередко создаются так называемые «Музеи природы» эколого-краеведческого характера. В статье пойдет речь в основном о музее такого типа.

Таким музеям исторически присущ систематический принцип построения экспозиции, он является универсальным, обеспечивает большую стабильность, преемственность развития музея. Однако в образовательных учреждениях более распространен экологический подход в выделении разделов экспозиции, когда создаются биогруппы из видов, населяющих определенный тип сообщества; экспонаты разделяются по экологическим группам и т. д.

2. Зоомузейный комплекс. Обычно представлен живыми природными объектами, расположенными по систематическому принципу, которые дополняют музейные образцы, образуя комплексные биогруппы: аквариумы, террариумы, инсектарии, виварии, а также зимние сады и оранжереи.

3. Обучающий и развивающий музейный комплекс. Состоит из лабораторий, классов, игровых комнат. Экспозиции отличаются междисциплинарностью и интерактивностью: они представлены зримо и осязаемо, их можно осваивать на ощупь. Можно провести опыт, эксперимент; поработать с экспонатами, коллекциями, компьютерными базами данных. Нередко элементы музея такого типа включаются в классические экспозиции.

Эколого-биологические музеи обладают значительным культурным потенциалом, реализуемым через следующие образовательные задачи…

Образовательное значение коллекций определяет возможности структурирования музейного фонда. Как правило, цели использования музейного фонда и его структурные компоненты взаимосвязаны. В музейном фонде учреждения дополнительного образования выделяют

  • экспозиционный сектор (экспозиция, предназначенная для организации выставок и проведения экскурсий). Содержит наиболее оригинальные образцы (например, экзотические животные и растения) или, напротив, наиболее характерные для определенной группы (местности) представители;
  • учебный сектор. Учебный, наглядный коллекционный материал, предназначенный для проведения занятий педагогов. Это так называемый «выездной сектор», который в соответствии с Положением о биологической коллекции учреждения предоставляется педагогам для проведения занятий на филиалах учреждения. Содержит наиболее характерные для данной группы (местности) образцы с хорошо выраженными диагностическими признаками;
  • основной музейный сектор («научная» часть фонда, предназначенная для проведения массовых экологических мероприятий; содержит образцы разного статуса).

Музейно-методическая работа: несколько советов по организации

Музейно-методическая работа — особое направление методической деятельности в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности. Естественнонаучные (в том числе, биологические) коллекции выполняют различные образовательные цели в экологическом образовании и играют ключевую роль при организации и экологических занятий педагогов, и для проведения массовых мероприятий и экскурсий. Предметы хранения музейных коллекций в учреждениях дополнительного образования имеют научную ценность (служат для документирования наличия объекта в данной местности) и образовательное значение. Предметы хранения естественнонаучных коллекций представляют собой целые образцы, части и производные представителей фауны и флоры, существующих по сей день или вымерших. Для удобства исследования, экспонирования и использования в образовательных целях предметы хранения подвергаются специальному препарированию. Изучение предметов хранения увеличивает их ценность, как и ведение сопроводительных записей, документирующих внешние признаки, состояние, источник поступления — научное значение предметов хранения.

Методист по музейной работе в образовательном учреждении несет этическую ответственность за находящиеся в нем коллекции и обладает относительной профессиональной автономией. Желательно, чтобы методист имел аккредитацию музейного работника. Для этого можно пройти семинары по повышению квалификации для сотрудников естественнонаучных музеев в Государственном Дарвиновском музее. Для того чтобы сохранить целостность предметов хранения и обеспечить возможности их использования в настоящем и будущем, необходимо исключить некачественное препарирование и обработку предметов, ненадлежащие условия хранения. Методисты несут ответственность за сами предметы хранения и за сопроводительную документацию. При этом консервация и обеспечение сохранности биологических коллекций должна осуществляться на самом высоком профессиональном уровне. Оптимальным подходом при этом считается профилактика. Выбранные методы и материалы должны обеспечивать стабильность объекта в течение максимально долгого времени…

Особое направление работы методиста-хранителя музея связано с реставрацией отдельных предметов хранения

Как можно использовать музейный фонд?

Использование биологических коллекций должно проходить в соответствии с Положением о коллекции и правилами хранения и требованиями методистов-хранителей фонда. Образовательные программы, построенные на использовании биологических коллекций, должны включать общие сведения о профессиональном обращении с объектами коллекций...

До этого я писал в основном о том, что должны делать методисты для создания и хранения музейных коллекций. Однако лучше, если при Музее образовательного учреждения создается актив из учебного объединения, постоянно пополняющий коллекции, следящий за их сохранностью. Для учебного направления, связанного главным образом с закреплением и углублением образовательной программы, важна возможность образного восприятия музейных материалов. Музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему, благодаря воплощению идей сотворчества учащихся, преподавателей и методистов, курирующих музейную работу, с переносом центра тяжести с процесса собирания коллекций на процесс созидания, сохранения музея, который всегда может быть обновлен. Это особое направление образовательной работы, требующее отдельных статей и книг.

Как построить экскурсию: уровни информации в экспозиции музея

Для того чтобы музейное пространство было организовано в единую информационную систему, требуется особый подход к организации экспозиции. Поэтому определить так называемые уровни информации музея (выставки) следует еще во время разработки самой концепции музея. Опишем кратко, как продумать содержательное «поле» экспозиции с точки зрения его информационной насыщенности.

Концепция, создание которой предшествует непосредственной разработке экспозиции, включает в себя:

  • определение главной цели и обоснование;
  • определение основной категории посетителей;
  • обоснование логической структуры разделов экспозиции;
  • анализ фондовых материалов, определение возможностей комплектования;
  • идея художественной реализации проекта.

После этого разрабатывается тематико-экспозиционный план экспозиции (ТЭП), который отражает конкретный состав отобранных экспозиционных материалов.

Для выделения информационных уровней важно, какая логика «заложена» в экспозицию. Есть следующие варианты организации экспозиции:

  • коллекционный. Экспозиция строится на основе относительно разрозненных коллекций.
  • ансамблевый. Экспозиция включает биогруппы (например, в сочетании живых и неживых объектов — комнатные растения, на которых в естественных позах расположены сухие бабочки) или комплексы объектов, связанных определенным образом.
  • образно-сюжетный. Логика построения экспозиции отражает некоторый сюжет: последовательность действий или явлений (стадии развития организма, иллюстрации эволюционных рядов, иллюстрации сукцессий, сочетающиеся с гербариями характерных видов растений на определенной сукцессионной стадии и др.).

Рассмотрим, посредством каких источников мы получаем информацию об экспозиции в музее.

1. Текстовый информационный уровень. При разработке текстовых информационных блоков особое внимание уделяется информативности, лаконичности и содержательности. На этом этапе работы закладываются основные информационные уровни, используемые при проведении экскурсии…

2. Графический информационный уровень. Другие информационные уровни закладываются средствами графических материалов, сопровождающих экспозицию. Это картины, фотографии, графики и схемы. Иногда они значительно важнее текстов и даже самих музейных объектов, например, в случае отсутствия нужного для логики экспозиции экспоната. Изображения могут заменять объекты особенно часто в образно-сюжетных экспозициях.

3. Объектный уровень. Информация «заложена» в самих объектах экспозиции, в сочетании экспозиционных комплексов. Если речь идет о биогруппе, важно, чтобы она была динамичной, зрелищной. Если речь идет об отдельных экспонатах, например, чучелах, им должны быть приданы естественные позы. Конечно, это во многом определяется искусством таксидермиста. Однако и расположение объектов очень важно, оно должно быть эстетически гармоничным. В варианте образно-сюжетной экспозиции можно посоветовать выстроить ее интерактивно: чтобы с продвижением по экспозиции экскурсант мог следовать внутренней логике, заложенной в ней. Для этого в сюжете экспозиции должны быть завязка, кульминационный пункт. Если предполагается, что в Музее будут популярны экскурсии по отдельным темам, то относящиеся к данной теме части экспозиции должны быть сосредоточены близко руг от друга, но в то же время, не мешая удобному размещению экскурсантов.

4. Вербальный информационный уровень. Это текст экскурсии, воспроизводимый экскурсоводом. Как правило, в музеях образовательных учреждений проводятся два типа экскурсий, различающихся по информационной насыщенности. На обзорных экскурсиях — экстенсивный подход, требующий краткого комментария всех разделов экспозиции, указания наиболее интересных и ярких экспонатов. Обзорная экскурсия ориентирована на смешанную экскурсионную группу (учащихся разных возрастов, с разными познавательными интересами). Поэтому ее продолжительность, как правило, невелика. Экскурсии носят информационно-ознакомительный характер. Методика проведения такой экскурсии требует включения интерактивных эпизодов, повышающих познавательную мотивацию: игровых моментов, диалоговых и дискуссионных форм общения с экскурсантами. В конце экскурсии – обязательны ответы на вопросы; можно дать некоторые советы педагогу, пришедшему с группой учащихся, о том, как лучше обобщить полученные на экскурсии знания на последующих учебных занятиях.

Тематические экскурсии отличаются интенсивным подходом — специальным рассмотрением конкретного предметного материала на базе отдельных разделов экспозиции или отдельных коллекций. Экскурсии носят учебно-познавательный характер. Тематические экскурсии нередко проводятся как лекционные занятия с использованием демонстрационного материала и потому более продолжительны. Это связано с тем, что работа идет с мотивированной аудиторией. Во время тематической экскурсии большее внимание обращено на определенные экспонаты; например, по выставке птиц в Музее природы возможны следующие варианты тематических экскурсий: «Экологические группы птиц», «Систематические группы птиц», «Приспособления птиц к разным условиям обитания: лапы и клювы», «Зимующие птицы», «Птицы города». В конце экскурсии — ответы на вопросы или обобщение полученных знаний интерактивными средствами.

Для этого выделю информационный подуровень — интерактивный. Площадь музея можно разделить на интерактивные зоны, позволяющие самостоятельно изучать некоторые экспонаты. Это можно делать с помощью лупы или микроскопа, работать, например, с гербарными материалами. Можно проверит свои знания с помощью специального путеводителя или буклета, компьютерной викторины или других игровых материалов, ответить на вопросы анкеты или поучаствовать в каком-нибудь творческом конкурсе (например, «рисунки посетителей музея»).

Указанные уровни информации в музейной экспозиции выделены сходно в аналогичных работах. Так, информационные уровни самой экскурсии определяются: типом экскурсии, особенностями аудитории, методами подачи и обсуждения экскурсионного материала.

Наконец, несколько практических советов для экскурсовода, не желающего «перегрузить» информацией экскурсионную группу учащихся. Хороший экскурсовод зачастую настолько увлечен свои делом, что пытается уместить в отведенное небольшое время экскурсии максимально полную информацию об экспозиции. На самом деле, находясь среди экскурсантов, мы лучше слушаем доступный, неторопливый рассказ, в котором чувствуется глубина знаний, но остается и много намеков — на «не сказанное». Поэтому, специально рассмотрев ранее информационные уровни, я обращаю внимание: не все эти каналы получения информации должны быть задействованы во время экскурсии. Задача экскурсовода — «дозировать» информацию, получаемую посредством разных каналов.

Другой полезный практический прием — постоянное переключение внимания группы от разных участков экспозиции к пояснительным текстам, графическим материалам. Это не превратит экскурсию в однообразный монолог. Конечно, всегда полезно внести разнообразие вопросами, беседой, загадками, чтобы почувствовать аудиторию, понять, что ей ближе и интереснее.

Итак, при создании музея необходимо многоуровневое распределение информации. Это позволит создать на сравнительно небольшой площади комфортное и информационно-насыщенное пространство.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016