Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Экскурсии с интерактивными и игровыми элементами

А. Ю. Семашко, методист МГСЮН

Статья опубликована в сборнике «Современные методические аспекты экологического образования», 2006
На нашем сайте публикуется в рамках сотрудничества с ГОУ МДЭБЦ (бывш. ГОУ МГСЮН)

Экскурсии в природу являются такими же традиционными формами натуралистического образования, как полевые практики и экспедиции Этот подход предполагает использование таких классических форм подачи материала (наряду с лекциями) как камеральная обработка и определение собранного в природе материала, маршрутные описания и учеты, небольшие исследовательские работы, а из форм контроля полученных знаний — теоретические и практические зачеты, контрольные определения, полевые конференции.

В целом данным методам свойственна научность, то есть рациональность, объективность, воспроизводимость результатов, работа по стандартному алгоритму.

Это же свойственно и традиционным школьным методам обучения. Однако зачастую, к сожалению, научность подменяется «наукообразием» (то есть внешней серьезностью, не сопровождаемой пониманием). Излишняя сухость изложения приводит к тому, что дети начинают скучать, теряют мотивацию к учебе.

Кроме того, многие традиционные методики обучения и особенно экскурсии предполагают пассивное восприятие учащимися учебного материала и нередко такое же пассивное воспроизведение пройденного материала — изложение, пересказ, ответ на вопросы. А ведь только активная переработка материала ребенком надолго оставляет след в его памяти, пробуждает интерес и формирует осознанное и эмоциональное отношение к предмету.

Поэтому уже давно мы стараемся сочетать традиционные научные методы изучения природных объектов с различными интерактивными, интегрированными и игровыми методиками обучения. Накопленным опытом использования подобных приемов при организации экскурсий хотелось бы поделиться в этой статье.

Многие приемы активизации интереса носят игровой характер. Однако для разных возрастных групп будет разным баланс серьезных и игровых элементов при их использовании.

Младшие школьники упоенно играют всерьез, и методичную спокойную работу воспринимают как необходимую подготовку к игре.

С удовольствием играют и старшие, но относясь к игровым элементам лишь как разрядке между серьезной деятельностью, или по ее завершении (либо создавая игры для других). Надо отметить, что если активная переработка учебного материала детьми 5 – 6 классов, как правило, должна носить отчетливый игровой характер, то с учениками 8 – 9 классов, напротив, серьезность состязания, как и «взрослость» классических методов биологических исследований, создает необходимый им этом возрасте мотивационный посыл. Для них очень важно ставить задачи почти на пределе их возможностей, так чтобы они чувствовали, что преодолели какой-то рубеж, взяли некоторую «вершину». Иной раз введение «необязательного» усложняющего элемента значительно повышает их мотивацию. В самом простом случае — это, например, введение в зачет знания латинских названий видов растений и животных, как дополнительного блока. Предметом гордости для детей старшего возраста может быть освоение каких-либо «взрослых» методов исследования, особенно в непростых условиях. Вообще данная возрастная группа наиболее разнородна в этом отношении: часть детей боится играть, чтобы не показаться детьми, а самоиронии более взрослых им еще не хватает. И если младшие готовы играть ради самой игры, то в этом возрасте необходима объективная оценка их достижений — посторонней аудиторией, состязанием с иными группами.

«Экскурсия на палеозойское море»

Данное мероприятие задумывалось с несколькими целями:

  • подвести итоги полугодового изучения палеонтологии в 5 классе Московской государственной 57 школы, причем желательно в игровой форме олимпиады, так как это одновременно был также конец их первого учебного года в средней школе, и хотелось праздника.
  • Провести для школьников экскурсию на палеонтологическое обнажение, в ходе которой не просто показать детям образцы различной ископаемой фауны, но и создать запоминающийся образ течения миллионов лет через многометровый разрез карбоновых отложений и попробовать оживить для них прошлое. Поэтому из многих подмосковных объектов был выбран впечатляющий Домодедовский карьер, мощность вскрытых толщ известняка в котором достигает 40 м. Именно этот выбор сразу же поставил нас перед проблемой безопасности при проведении экскурсии для 25 подвижных детей. Естественным решением напрашивалось разделение детей на небольшие группы — они и слушать будут лучше, но вести экскурсию я могла одна, и что в это время делать с остальными?
  • Разделение детей на группы — команды преследовало и еще одну цель — умение работать в команде, в этом возрасте еще не сформированное.
  • Кроме того, хотелось провести совместную игру, работу и праздник со всеми желающими родителями класса, потому что слишком часто, к сожалению, в средней школе для ребенка сочетание «учеба и родители», а родителей — « учеба и ребенок» связано лишь с неприятностями. Хотелось также самой поближе познакомиться с родителями и дать им возможность поближе узнать меня и друг друга.

Но я прекрасно вижу, как на роли родителей можно поставить и старших учеников, или студентов — и такая ответственность им будет очень на пользу. Вообще, для школьников 10-11 классов очень важна социальная значимость их деятельности: это может быть как участие в настоящей научной работе (прежде всего, как коллекторов материала), так и помощь сотрудникам заповедников для закладки экологических троп, вообще различного рода волонтерская деятельность. И одним из вариантов — помощь учителю в организации экскурсий и поездок младших школьников.

В связи со всем ранее изложенным, для данного выезда мы выбрали форму популярной «зеленой олимпиады» в «карманно-палеонтологическом издании».

В однодневном выезде на известняковый карьер в Домодедово пожелало участвовать 26 детей и 13 родителей, общие таланты которых лежали в различных областях. Времени у нас было немного, а самым сложным была явная опасность действующего огромного карьера для непоседливых десятилеток. Поэтому необходимо было спланировать четкую структуру проведения поездки, по возможности максимально используя таланты имеющегося взрослого состава.

Нами предпринята была разведывательная поездка на карьер, поэтому мы неплохо представляли себе плюсы и минусы места. (Вообще, в организации полевых олимпиад необходимо четко представлять себе пространство). Там имелась удобная, живописная и безопасная поляна с видом на разрез (к сожалению замусоренная местными жителями во время пикников). Рядом находились отвалы с крупными блоками известняка, богатыми палеонтологическими находками, и достаточно безопасные для детей, и, наконец, сама ступенчатая стена разреза.

Итак, один из этапов — «Глубокое погружение» — и стал собственно экскурсией вдоль разреза, которую ведет учитель. Тут надо дать детям понятие о различной твердости и текстуре пород. Этап требует жесткой дисциплины и не менее 2 взрослых, так как известняк трещиноват и местами опасен.

Еще один этап — «Ловцы теней прошлого» — мы решили провести на отвалах. Здесь команды должны были искать как можно больше окаменелостей (двухстворки, брахиоподы, морские ежи, кораллы и т. п.), пытаться препарировать находки с помощью молотка, или если их невозможно изъять — отрисовать их отпечатки, протирая на тонкую бумагу.

Для проведения этапа необходимы легкие молотки и зубила, препаровальные иглы или шила, тонкая бумага и мягкие карандаши для перевода на бумагу рельефов того, что не удается изъять, ну и, конечно, два спокойных судьи-наблюдателя, чтобы обойтись без отбитых пальцев.

На этом этапе команде выдавались распечатанные листы с изображениями и названиями возможных форм. Мы пользовались атласом-определителем из «Методических рекомендаций по сбору и определению ископаемой фауны Московской области» П. Е. Морозова и др., 1992.

Наличие двух родителей с биологическим образованием позволило также включить теоретический этап «Битва разумов». Вопросы были составлены мною заранее, и выданы им еще в Москве вместе с учебником, по которому дети полгода изучали курс истории Земли. Честно проштудировав это накануне вечером, они чувствовали себя вполне компетентно...

Учитывая, что среди родителей было два опытных туриста, и потребность детей побегать и попрыгать, чтобы разрядиться, мы включили также подвижный этап — «Полоса препятствий». Вообще тут все зависит от конкретных ваших возможностей, а мы в этот раз ограничились самыми простыми с точки зрения оборудования элементами – переход по бревну, форсирование «болота» по слегам, парный бег, перенос «пострадавшего», глазомерные упражнения по определению расстояний и их проверка на местности. Хорошие варианты таких заданий можно найти в различных изданиях по детскому туризму.

И, наконец, чтобы закрепить полученные знания об ископаемых, этап «Формы сохранности» — на этом этапе команды оформляют этикетки к собранным образцам фауны, мелкие формы типа сегментов стеблей морских лилий, игл морских ежей и т.п. монтируют с помощью скотча на небольших листах белого картона (как раздаточный материал для будущих поколений). Создание дидактического раздаточного материала для других – один из традиционных методических приемов как закрепления пройденного, так и повышения мотивации. Этот этап мы сделали последним и одновременным для всех команд, поместив его после обеда (с 15.30 до 16.30), чтобы дети могли спокойно посидеть после еды.

Здесь хорошо бы, чтоб с каждой командой был старший: он может помочь с определением образцов по атласу и организацией спокойной аккуратной работы группы. Желательно дать каждой группе готовый образец этикетки и раздаточного материала. В качестве контейнеров для вывоза образцов удобно использовать разрезанные пластиковые бутылки из-под воды.

Итак, как видите, мы смогли обеспечить организацию четырех параллельно идущих этапов и еще одного, синхронного для всех. Число команд должно быть равно числу параллельных этапов, чтобы не было пустого времени ожидания. Командам выдаются «Маршрутные листы путешественников во времени», распечатанные заранее, с названием команды и названиями этапов. Разумеется, юмористический оттенок тех, и других названий не случаен: он добавляет игровой атмосферы.

Команды были названы, естественно, именами главных «героев»: «Плеченогие, Головоногие, Иглокожие и Корненожки». Невостребованные на судействе этапов родители подхватили общий дух игры и спонтанно образовали пятую команду, назвав ее «Папонты и маморотники». Заранее необходимо было подготовить следующий пакет на каждую команду: маршрутный лист, вопросы к теоретическому этапу, атлас-определитель ископаемых форм карбона Подмосковья, оборудование для практических этапов и наградные дипломы для каждого участника…

И, наконец, разумеется, подведение итогов и награждение. Каждый участник олимпиады обязательно должен получить диплом. Желателен мелкий сувенир . Команда-победительница по общей сумме баллов выделяется легко, но полезно также судьям отметить и победителей отдельных этапов. Мы, к сожалению, в этот раз отказались от этого — нам катастрофически не хватало времени — намеченных 30 минут на этап оказалось явно недостаточно: дети не хотели уходить с каждого этапа так рано, им хотелось играть еще.

Родители же (их команда, кстати, проиграла, и очень смущалась по этому поводу) были очень воодушевлены, спокойно отпускали потом детей в более сложные и продолжительные выезды, а часть из них стали моими активными и надежными помощниками и в дальнейшем.

«Сфагновое болото»
«Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот!»

Эта двухдневная экскурсия на верховое болото демонстрирует похожий способ совмещения традиционных полевых методик, и, прежде всего экскурсии, с интерактивными и игровыми элементами…

«Бородинская битва»

Хочется в дополнение привести рассказ одного из взрослых создателей еще одной подобной «интерактивной» экскурсии, дав, таким образом, взгляд немного со стороны. Строго говоря, исторические экскурсии не являются элементом экологического образования, однако необходимость коснуться краеведческой тематики зачастую возникает у многих руководителей детских групп, особенно во время дальних поездок. Кроме того, рассмотрение такой игровой формы может служить примером аналогичного построения интерактивного «погружения» в экологическую тему или проблему…

Заключение

Итак, любые выездные экскурсии совмещают в себе черты учебы и туристических походов, являясь, таким образом, комплексными видами образования и воспитания. Они располагают огромными воспитательными возможностями и позволяют детям расширить и углубить знания, полученные в школе.

В условиях экскурсий можно достичь такого уровня наглядности и системности, который крайне трудно достижим на обычных занятиях.

Приемы активизации интереса к учебному материалу.

В статье «Игровые, интегрированные и интерактивные методы в экологическом образовании» в нашем ежегоднике за 2004 г. (Баличева, Семашко, 2004) мы разбирали общие черты таких приемов. Здесь хотелось бы напомнить два важных приема:

1) Постановка простой, понятной и привлекательной для ученика цели, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Цель должна лежать в сфере непосредственных интересов ребенка.

2) Создание ситуации удивления, парадокса. Ничто так не обостряет работу ума, как удивительное. Можно найти такой угол зрения, при котором, даже обыденное становится удивительным.

Общие принципы подготовки и выбора темы, типа и методов выезда…

Нельзя не заметить, что подобная форма выездов, принося, несомненно, удовлетворение всем участникам, требует значительных и четких организационных усилий, большой отдельной работы с взрослым составом (например, согласование содержания отдельно ведущихся экскурсий, предварительной выработки параметров требований и критериев оценки), очень четко простроенной программы — буквально по минутам и ролям. Однако нам кажется, что эти дополнительные усилия сторицей окупаются.


Данная статья опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего Центра с Московским детским эколого-биологическим центром (бывшей Московской городской станцией юных натуралистов, МГСЮН). За подготовку статьи к публикации мы благодарим заместителя директора ГОУ МДЭБЦ по научно-методической работе Дмитрия Владимировича Моргуна!

Каталог методической продукции Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ)


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016