Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Московского детского эколого-биологического центра

Московский детский эколого-биологический центр (до 2009 года — Московская городская станция юных натуралистов) является одним из ведущих издательских центров, публикующих материалы по экологическому образованию для образовательных учреждений разных типов и видов — дополнительного образования, школ, ВУЗов и институтов повышения квалификации работников образования.

За свою 27-летнюю историю на МГСЮН выпущено свыше 100 методических изданий, отражающих разнообразный опыт эколого-образовательной деятельности. Издана методическая продукция разных типов: методические разработки, справочники, учебно-методические пособия и рекомендации, определители животных и растений, рабочие тетради.

В редакционно-издательском деле задействованы ведущие методисты учреждения. К рецензированию и редактированию работ привлекаются специалисты — научные сотрудники профильных ВУЗов и НИИ.

Главный редактор изданий — Моргун Дмитрий Владимирович, заместитель директора по научно-методической работе, к. ф. н.

В этом каталоге представлены методические материалы, доступные для получения в настоящее время. Контактная информация для получения изданий: по тел. (495) 318 18 77, mgsun.edu@mail.ru (Научно-методический отдел).


Аннотированный каталог изданий

Аргунова М. В. Растения и животные пресноводных экосистем. Исследовательское пособие для учащихся общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. М., 2004. — МосГорСЮН, 126 с., 78 илл.

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения растений и животных пресноводных экосистем: рек, ручьев, озер, водохранилищ, прудов, болот.

Первая часть содержит информацию о структуре и функционировании водных экосистем, задания для юных исследователей. Предложенные задания помогут юннатам правильно подготовиться к исследованиям, провести их и оформить результаты наблюдений.

Вторая часть состоит из комплекта определительных карточек, который включает рисунки, описания 41 вида растений и 47 видов животных, а также дополнительную занимательную информацию о жизнедеятельности растений и животных.

Пособие может быть использовано как рабочая тетрадь на уроках биологии, экологии, а также при проведении экскурсий, наблюдений в природе, выполнении учащимися учебных экологических проектов.

Пособие рассчитано на учащихся разного возраста, юных натуралистов, широкий круг любителей природы. Издание может быть полезно для педагогов школьного и внешкольного образования, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.

* * *

Болсуновская С. В. Практические материалы по организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей. — М.: МДЭБЦ, 2008. — 68 с.

Издание представляет собой справочно-методическое пособие по организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД). В пособии содержатся материалы по формам административного контроля деятельности руководителей структурных подразделений, педагогов дополнительного образования; формы плановой и отчетной документации; обзор функциональных обязанностей руководителей структурных подразделений по работе с педагогическими кадрами; рекомендации к подготовке и проведению учебного занятия с обучающимися; подходы к обобщению и самоорганизации педагогического опыта.

Практические материалы предназначены для заместителей директоров, руководителей структурных подразделений УДОД, административных работников школ, занимающихся вопросами дополнительного образования детей.

* * *

Волкова П.А., Шипунов А.Б., 2008. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах. — М.: Экопресс, 60 с.

В учебном пособии подробно рассматриваются возможности использования программы статистической обработки данных STATISTICA и R при проведении анализа данных, полученных в ходе учебно-исследовательской работы учащихся. Даны теоретические основы статистического анализа.

Пособие предназначено для школьников и учащихся учреждений дополнительного образования — юных натуралистов и экологов, занимающихся исследованиями , а также может использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования детей.

* * *

Каплан Б. М. 2007. Распознавание злаков в нецветущем состоянии. — М.: Социально-политическая мысль, 44 с.

В учебно-методическом пособии освещается проблема определения видов растений семейства злаковых в тех случаях, когда для этого невозможно использовать признаки генеративных органов (соцветий, отдельных колосков и цветков), необходимые при работе с большинством определителей растений. Дан краткий очерк морфологических особенностей вегетативных органов злаков. Указаны критерии, по которым можно отличать одни виды злаков от других (на примере видов злаков, распространённых в центральных областях России). Сделан обзор определителей, с помощью которых можно распознавать виды злаков в нецветущем состоянии, и других источников информации.

Пособие предназначено для юных натуралистов, занимающихся геоботаническими и флористическими исследованиями, а также может использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования детей.

* * *

Каплан Б. М. Научно-методические основы учебного исследования флоры. Методическое пособие. Часть 1. Теория, проблемы и методы флористики. — М.: компания Спутник + , 2007. — 164 с.

В первой части пособия, направленного на совершенствование методического обеспечения учебно-исследовательской деятельности юных натуралистов в области изучения флоры, освещены теоретические вопросы и научные методы флористического исследования. Сделан обзор различных научных подходов и концепций, связанных с понятием о флоре. Изложены основные проблемы и задачи современной флористики. Описаны различные методы флористических исследований. Показаны возможности синтеза флористического и фитоценотического подходов к исследованию растительного покрова. Изложены основные сведения об анализе флоры и о сравнительном изучении флор. Приведён словарь терминов, используемых во флористике и смежных научных направлениях.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, являющихся руководителями флористических и геоботанических исследований, выполняемых юными натуралистами, а также может использоваться преподавателями и студентами вузов.

* * *

Маслов В. А., Бурнашева Н. В. Словарик юного эколога. М., 1993. — МосГорСЮН, 32 с.

Данный словарь может использоваться как справочное пособие и содержит экпликацию более сотни основных экологических понятий. Словарь представляет концептуально-методологическую основу любой практической и теоретической деятельности в области экологии. Издание иллюстрировано популярными символическими изображениями, репрезентирующими сущность основных экологических понятий.

Словарь рассчитан на юных натуралистов, учащихся кружков экологического и биологического профиля.

* * *

Моргун Д. В., Безверхова Н. В. 2006. Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации. — М.: Социально-политическая мысль, 68 с.

Монография представляет собой научно-методическое пособие, в котором содержатся материалы о современном методологическом, философско-научном статусе социальной экологии, ее перспективах в области стратегии устойчивого развития. Рассматривается широкий круг проблем: развитие экологии в контексте становления неклассической науки; коэволюционная методология и ее роль в социальной экологии; представления о социоэкосистемах; экологические кризисы и катастрофы на разных уровнях; подходы к решению глобальных экологических проблем; развитие социальной экологии на основании стратегии устойчивого развития.

Книга предназначена для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами истории и методологии экологии, преподавателей ВУЗов, педагогов дополнительного образования, учителей школ, студентов профильных ВУЗов. Пособие может использоваться при составлении образовательных программ в ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, в институтах повышения квалификации работников образования.

* * *

Моргун Д. В., Орлова Л. М. Содержание и организационные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. — М.: Экопресс, 2008. — 396 с.

В настоящем издании рассматриваются основные подходы к планированию, организации и развитию методической работы в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) эколого-биологической направленности. В книге отражены основные этапы становления методической работы в контексте перехода юннатского натуралистического движения в экологическое образование. Описано основное содержание деятельности методистов в рамках аналитического, информационно- и организационно-методического, консультационного направлений. В книге особое внимание также уделяется направлениям методической работы в УДОД, связанным со спецификой эколого-биологической направленности дополнительного образования. В книге даны рекомендации по отдельным аспектам методической деятельности в УДОД: изучению передового педагогического опыта, работе над единой методической темой учреждения, развитию коллективных форм методической работы и др.

В последнем разделе приводится словарь терминов методической работы в УДОД эколого-биологической направленности.

Издание предназначено для методистов и иных сотрудников методических служб учреждений дополнительного образования, административных работников, специалистов, занимающихся вопросами теории и методики дополнительного образования.

* * *

Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Опыт и практические рекомендации. — М.: МГСЮН, 2007. — 68 с.

В издании представлены история и обзор основных направлений издательской деятельности, осуществляемой методическими службами учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. В книге содержатся практические рекомендации по организации издательской деятельности, классификация видов методической продукции, сведения о правилах оформления печатных изданий, составления библиографических списков, нормативные материалы. В словаре терминов раскрыты основные понятия, используемые в издательской деятельности УДОД.

Издание предназначено для методистов и иных сотрудников методических служб образовательных учреждений, а также широкой аудитории авторов различных печатных изданий.

* * *

Нурбеков М. К. Современная генетика. Элективные курсы для дополнительного образования. — М.: Экопресс, 2008, 68 с.

Серия элективных курсов по современной генетике для учебных объединений дополнительного образования в объеме 102 часа, из них в 34 часов — молекулярная генетика, 34 часа — генетическая инженерия и 34 часа — генетика человека рассчитана на обучающихся 9 – 11 классов гимназий, лицеев, школ естественнонаучного (медико-биологического) профиля.

В лекционном курсе и в процессе лабораторных занятий осуществляется ознакомление с основными разделами современной генетики и методами экспериментально-исследовательской работы с генетическим материалом. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ, преподавателей ВУЗов, методистов.

* * *

Привалова С. В. 2006. Краткий словарь психологических терминов для педагогов учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности. — М.: Социально-политическая мысль, 24 с.

Словарь содержит около 100 терминов и понятий по общей, возрастной, детской и педагогической психологии, наиболее часто употребляемых в дополнительном экологическом образовании детей.

Подготовка издания осуществлялась в рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности экспериментальной площадки «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента».

Словарь может быть полезен педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, методистам и другим читателям, использующим психологические знания в своей профессиональной образовательной деятельности.

* * *

Расторгуева Г. А. Сады приусадебных участков. М., 2002.

Брошюра позволяет получить первоначальные практические навыки по самостоятельному проектированию сада и дает возможность избежать ошибок, характерных для начинающих. Рассматриваются исторические особенности и мировые тенденции садово-паркового искусства. В краткой и доступной форме сконцентрированы все элементы, необходимые для формирования сада, показаны основные стили ландшафтной архитектуры, зонирование на участке и др. Пособие рассчитано на широкий круг читателей.

* * *

Савинов И. А. Ботанические экскурсии по Москве и Московской области. М.: Социально-политическая мысль, 2006. — 124 с.

Пособие посвящено организации и проведению ботанических экскурсий на территории города Москвы и Московской области. Содержит материал по подготовке и методике ведения экскурсий, специфике их проведения в разных растительных сообществах Московского региона — берега пресного водоема, болота, хвойных и широколиственных лесах, луге, степных сообществах южного, окского участка области, сорных и рудеральных местообитаниях, городском парке. Учитель найдет здесь материал по истории изучения флоры и растительности области, ботанико-географическим районам. Во второй половине пособия предлагаются маршруты однодневных и многодневных выездов (экскурсий и экспедиций) по территории области, а также в московских парках. В конце приведен список редких и исчезающих видов растений региона, флористические списки наиболее интересных видов отдельных участков. В заключение приведен краткий словарик ботанических терминов и инструкция по технике безопасности при проведении экскурсий с учащимися.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, методистов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей ВУЗов и краеведов и любителей природы.

* * *

Cажнева Т. А., Орлова Л. М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности. — М.: МГСЮН, 2008. — 32 с.

В методическом пособии изложены методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования. В издании освещены вопросы подготовки и планирования учебного занятия, технологии подготовки и проведения открытого учебного занятия и методические рекомендации по самоанализу занятия для педагогов дополнительного образования.

Издание предназначено для педагогов дополнительного образования и методистов, работающих в сфере эколого-биологического образования.

* * *

Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность. (Сб.). М., 2000.

* * *

Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2005, 204 с., фото-вклейка.

Авторский коллектив: Баличева Е. А., Боголюбов А. С., Пахомов В. И., Гусейнов А. Н., Величко С. Г., Король Т. С., Герасимова И. М., Гусева М. Ю., Смирнов И. А., Семашко А. Ю., Моргун Д. В., Яковлев А. А., Турдакова В. В., Штильмарк Н. Ф.

Второй выпуск научно-методического сборника «Современные методические аспекты экологического образования» содержит статьи, отражающие разнообразный опыт организации и проведения учебной и исследовательской работы школьников в полевых и городских лагерях, экспедициях разных типов.

В разделе, посвященном экологическим лагерям, содержится информация о методах организации учебной и познавательно-досуговой деятельности детей в лагерях. Рассматриваются различные варианты планирования обучения, организационные аспекты работы педагогов. Описаны разные формы работы — от мониторинга городской среды до природоведческих и краеведчеcких экскурсий в городе.

В разделе о зональных экспедициях рассмотрены модели организации экспедиций в северные таежные и аридные регионы России и в Крым.

Интересные материалы представлены в разделе «Формы работы и методы повышения мотивации детей в экологических лагерях и экспедициях» (статьи о фотосъемке для юного натуралиста, игровых и гуманитарных методиках работы с разными группами детей).

Авторы статей — руководители экологических экспедиций и лагерей, заинтересованные в развитии и распространении собственного профессионального опыта. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей школ, натуралистов, организующих экологических лагеря или экспедиции с детьми и студентами, а также методистов, занимающихся вопросами экологического обучения и воспитания.

* * *

Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.

Авторский коллектив: Багринцева Ю. А., Баличева Е. А., Бойко М. С., Бушев С. А., Величко С. Г., Волкова Т. В., Горяшко А., Дидорчук М. В., Еремкин Г. С., Калашникова О. А., Камалова О. Н., Каркина Е. В., Моргун Д. В., Николаева Е. В., Савинов И. А., Семашко А. Ю., Сиднева Е. Н., Шуваева К. Н., Щербакова Т. И., Яковлев А. А.

Третий выпуск научно-методического ежегодника «Современные методические аспекты экологического образования» посвящен теме экологических экскурсий. Экскурсионная деятельность в экологическом образовании — одна из старейших форм организации учебного процесса, известная с начала становления юннатского, а затем экологического детского и молодежного движения. В сборнике представлена разнообразие форм экскурсионной работы с учащимися, используемой в настоящее время в системе общего и дополнительного эколого-биологического образования. Рассматриваются основы методики экскурсионного дела и трансформация подходов к нему (1 раздел); темы и формы проведения натуралистических экскурсий (2 раздел); экскурсионные маршруты по разным природным сообществам (3 раздел); экскурсии по музейным экспозициям (4 раздел); и, наконец, методические приемы организации разных типов экскурсий (5 раздел).

В сборнике представлены статьи 20 авторов, раскрывающие многообразие подходов к экскурсионной деятельности. Издание предназначено методистам, педагогам-экологам в системе общего и дополнительного образования, натуралистам, проводящим образовательную работу с детскими коллективами.

* * *

Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Экопресс», 2008, 328 с.

Авторский коллектив: Беэр А. С., Благовещенская Е. Ю., Боголюбов А. С., Горяшко А., Дунаев Е. А., Иванов А. И., Иванова Н. Г., Каплан Б. М., Корякин А. С., Маслов А. Б., Маслов В. А., Моргун Д. В., Нинбург Е. А., Орлова Л. М., Преображенская Е. С., Прокудин А. А., Смирнов И. А., Тихомиров А. В., Тихомирова А. В., Тишков А. А., Федорова Д. А., Хижнякова А. С., Цвет-ков А. В., Шаховская Н.Д., Яковлев А. А.

Четвертый выпуск научно-методического ежегодника «Современные методические аспекты экологического образования» посвящен 90-летию юннатского движения и дополнительного образования детей. В связи с этой памятной датой в нем рассматриваются исторические и современные особенности развития уникального в мировом масштабе юннатского движения, представляющего собой целостную, органично развивающуюся детскую и молодежную субкультуру. В сборнике производится попытка рассмотреть основные ценности и традиции юннатского движения, проанализировать их преемственность и изменение в современных образовательных и общественных условиях. В сборник включены статьи о традиционных юннатских и биологических кружках, имеющих многолетнюю историю и составляющих ценностное «ядро» движения (1 раздел), а также статьи педагогов «молодых» кружков, прочно и стабильно работающих в течение последних 10 – 20 лет и наследующих традиции старейших юннатских коллективов (2 раздел). В сборнике нет претензии на всеобъемлющий охват биологических и юннатских кружков Москвы, поэтому есть вероятность, что в нем отсутствует информация о некоторых юннатских объединениях столицы.

В последние годы дополнительное эколого-биологическое образование развивается также на базе средних школ. Многие из них имеют статус центра образования. Так, в 3 разделе сборника описаны некоторые подходы к внеурочной учебной биологической деятельности школьников. Исследовательская работа всегда была одним из основных приоритетов юннатского движения. Поэтому становление и современные подходы к научным и учебным исследованиям юннатов изложены в отдельном 4 разделе книги.

В сборнике также особое внимание уделено проблемам, характеризующим современную ситуацию в сфере дополнительного эколого-биологического образования (5 раздел). В частности, в статьях разных авторов поставлены проблемы: существует ли преемственность и возможно ли наследование образовательных принципов юннатского движения в современном дополнительном образовании детей? Какие тенденции современного общества препятствуют развитию юннатства? Какими представляются перспективы внешкольного эколого-биологического образования?

Издание предназначено для работников образования и культуры — педагогов, методистов, руководителей биологических учебных объединений и всех, интересующихся историей отечественного образования.

* * *

Филиппова С. В., 2005. Игровые занятия для юных любителей природы. — М.: МГСЮН, 48 с.

Методическое пособие включает материалы для организации досуговой деятельности детей в начальной школе, подготовительной группе детского сада, а также в учреждениях дополнительного образования: загадки, считалки, сговорки, конкурсы, викторины, «аукционы», подвижные игры и др. В пособии содержатся сценарии игровых занятий различной тематики. Адресовано широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, воспитателям детских садов, студентам педагогических училищ, колледжей, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

* * *

Филиппова С. В., 2008. Путешествия юных натуралистов. Игровые конкурсные программы. — М.: МДЭБЦ, 52 с.

Книга предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми младшего школьного возраста, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, вожатых. Цель книги — помочь организовать познавательный отдых детей.

В книге даются разработки сценариев игровых программ. В игровой форме дети знакомятся с миром природы шести материков.

Представленные материалы рассчитаны на детей младшего и среднего возраста (от 5 до 12 лет).

* * *

Филиппова С. В. Игровые занятия для юных орнитологов. Книга для всех, кто интересуется птицами. — М.: МДЭБЦ, 2008. — 88 с.

В книге представлены учебные занятия и сценарии мероприятий, включающие в себя игровые задания, конкурсы и викторины экологического содержания, объединенные общей темой — изучением птиц. Материалы книги помогут педагогам в доступной игровой форме познакомить детей с удивительным миром птиц. В процессе игр расширяется кругозор детей, стимулируются познавательная активность и творческие способности.

Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальной и средней школ, педагогам дополнительного образования и организаторам досуговых мероприятий.

* * *

Цветков А. В. Зимняя экология копытных млекопитающих Подмосковья. М., 2002.

Методическое пособие знакомит читателя с принципами организации и проведения работ по изучению численности копытных млекопитающих в зимнее время. Рассматривается техника выполнения зимнего маршрутного учета, методика определения плотности населения копытных по данным учета их экскрементов. Читателям предлагается общедоступный вариант моделирования ситуации для оценки достоверности выбранной методики обобщения учетных данных. Особое внимание уделяется методам изучения снежного покрова как среды обитания животных. Предлагаемые методики позволяют не только провести учеты копытных, но и познакомиться с некоторыми чертами их поведения.

В пособии подробно описаны методики исследовательских работ, которые могут быть выполнены юными натуралистами разного возраста и уровня подготовки. Тематика подобрана таким образом, что работы можно рассматривать как в качестве самостоятельных исследований, так и в виде составной части комплексного изучения зимней экологии копытных, проводимого группой наблюдателей.

Издание предназначено для учащихся, интересующихся биологией и экологией млекопитающих, юных натуралистов, практических исследователей природы; их руководителей, педагогов основного и дополнительного образования, использующих в своей работе различные методы полевых исследований.

* * *

Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: Экопресс, 2008, 140 с.

Авторский коллектив: Аргунова М. В., Безверхова Н. В., Гусейнов А. Н., Моргун Д. В., Николаева Е. В., Пчелкин А. В., Речкалова Н. И., Чертопруд М. В.

В сборнике освещается концепция, цели, направления экологической учебной мониторинговой деятельности; раскрыты основные подходы мониторинга различных сред обитания (воды, почвы, атмосферы), изучению сообществ; описаны методы обработки результатов мониторинга. В приложении содержатся рекомендации по составлению образовательных программ по мониторингу.

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов школ, учреждений дополнительного образования, методистов эколого-образовательных организаций, натуралистов, занимающихся изучением природы с учебными коллективами.

* * *

Материалы XVII и XVIII Московских городских конференций экспедиционных экологических отрядов учащихся. / Под ред. Д. В. Моргуна. М., 2004. — МосГорСЮН, 124 с.

Сборник содержит материалы научно-образовательных конференций экологических экспедиционных отрядов 2002 и 2003 гг.

* * *

Материалы XIX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2005. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: МГСЮН, 98 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XIX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в ноябре 2004 г. В работе конференции приняло участие 127 обучающихся из 16 школ и 10 учреждений дополнительного образования, учебного объединения на базе Зоологического музея МГУ, представители учебного объединения Государственного Дарвиновского музея. Были представлены доклады на секциях ботаники, зоологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, экологии и охраны природы, краеведения. В сборник вошли сообщения по материалам самостоятельных исследовательских работ обучающихся, проделанных во время экспедиций в регионах России (в Мурманской, Рязанской, Московской обл., в Карелии, Краснодарском крае и др., в городах Москве, Звенигороде, Костроме) и ближнего зарубежья, а также на различных охраняемых природных территориях.

Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.

* * *

Материалы XX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2006. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: МГСЮН, 108 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в декабре 2005 г. На конференции прошла работа 7 секций (зоологии, ботаники, орнитологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, краеведения, экологии и охраны природы). Всего в работе конференции приняло участие 145 обучающихся из 16 учреждений дополнительного образования и 20 общеобразовательных школ. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах.

Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.

* * *

Материалы XXII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2008. / Под ред. Д. В. Моргуна, Ю. А. Багринцевой. — М.: МГСЮН, 80 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XXII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в декабре 2007 г. На конференции прошла работа 7 секций (ботаники, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, геологии и палеонтологии, ландшафтной экологии, краеведения, экологии и охраны природы). Всего в работе конференции приняло участие 118 обучающихся из 9 учреждений дополнительного образования и 30 общеобразовательных школ. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах.

Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Москва, ул. Одесская, 12а, 318-18-77, www.mgsun.ru

Контактная информация для получения изданий: по тел. (495) 318-18-77, mgsun.edu@mail.ru (Научно-методический отдел).


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016