Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПУБЛИКАЦИИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Остапенко В.В., заместитель директора по УВР, Остапенко И.В., учитель начальных классов
МОУ «Большанская СОШ-центр биолого-экологического образования» Прохоровского района Белгородской области

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В решении данной проблемы огромную роль играет школьный музей природы, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности.

Музей природы, существующий при Большанской средней общеобразовательной школе-центре биолого-экологического образования Прохоровского района Белгородской области, основан в 1989 году руководителем учреждения, Заслуженным учителем России, почетным профессором Белгородского государственного университета, кандидатом педагогических наук Бельковым Леонидом Тимофеевичем. В настоящее время музей насчитывает более 10000 единиц хранения (гербарии, коллекционный материал, влажные препараты и чучела). Среди представленных экспонатов музея есть уникальные образцы. В частности, энтомологические коллекции редких и исчезающих видов: мёртвая голова, прозерпина, подалирий, дубовый усач, красотел пахучий, отшельник и др.; чучело беркута и ворона, крота и ондатры; гербарий видового состава лишайников, коллекции минералов и горных пород территории Белгородчины.

В целях внедрения технологии сотрудничества, как средства реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, и ориентируясь на проблему школы «Использование технологии сотрудничества как одного из способов системы современного непрерывного экологического образования и воспитания учащихся», в школе создано детское научно-исследовательское общество для учащихся младших классов «Малыш и экология».

Все ученики начальной школы принимают участие в исследовательском проекте «Цвети, мой край! Живи, Земля!», главная идея которого: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Цели научно-исследовательского общества:

  • создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника;
  • вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности;
  • организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем;
  • воспитание любви к природе, родному краю.

Исходя из общих задач обучения и воспитания, научное общество «Малыш и экология» ставит перед собой свои задачи и видит их реализацию в необходимости выполнения работ, включающих в себя: исследование в специализированных творческих группах во главе с учителем, выполнение индивидуальных заданий и обучение друг друга в группах, презентацию своих групповых работ и периодическую отчетность на конференциях.

Для выполнения поставленных целей и задач, из разнообразных методов и новых педагогических технологий, педагоги школы-центра используют такие, как обучение и воспитание в сотрудничестве и метод проектов.

В процессе работы по исследованию родного края и разработки проекта «Цвети, мой край! Живи, Земля!» каждый новый учебный год учащиеся и педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и выполняют мини-проект по разным направлениям в своих группах.

Учащиеся начальных классов выполняют экологические и природоохранные проекты, в том числе, основанные на принципах музейной педагогики. Познакомим с некоторыми из них.

Проект «Добрая зима»

Цель проекта – проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. В качестве денег служит умение назвать и описать зимующих птиц. Ярмарка проводится либо в школе, либо «выездная» - на улице, во дворе. Главный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома, у себя на окнах.

При подготовке к ярмарке, дети посещают школьный музей природы, изучают биологические особенности птиц, их повадки. Знакомятся с видами кормов, которые предпочитают те или иные виды птиц и которые можно приготовить своими силами.

Ярмарка, как известно, не только торг, а еще и веселое, зрелищное представление. «Птичьи» костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни – все будет одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых!»

Проект «Коллекция увиденных животных»

Его цель – составить «коллекцию» увиденных в школьном музее животных.

Кто-то коллекционирует марки, кто-то значки, а участники нашего проекта – свои наблюдения.

После посещения музея, дети вспоминают увиденных животных и составляют свою коллекцию, в которой будут рисунки, фотографии, вырезки из старых журналов, газет.

Подведение итогов – праздник. Коллекции демонстрируются всем, о самых удивительных, редких, исчезающих видах животных дети рассказывают в классе.

Проект «Птичья столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.

Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки, в том числе, используя экспонаты школьного музея. Наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.

Проект «Красная книга микрорайона»

Цель проекта – составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу РФ.

Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря материалам школьного музея природы.

Проект «Лесная аптека»

Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе.

К открытию лесной аптеки дети готовятся в классе, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п.

Лесная аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих походах-исследованиях.

Исследовательская работа средствами школьного музея способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на уроках природоведения, а также в процессе жизни стихийным путём. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Ребята учатся применять полученные знания в процессе уроков и работе в музее. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников учителя начальных классов школы провели диагностику по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.

При анализе детских работ было обращено внимание на следующее:

  • 1. Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит».
  • 2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  • 3. Как часто в графе «Природа сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей.

Анализ детских работ показал, что:

  • 1. В графе «Природа благодарит» преобладали такие ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор (перечисление норм и правил поведения в природе), соберём мусор, посадим деревья, будем подкармливать птиц (примеры практической ориентированной деятельности детей). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  • 2. В своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры.
  • 3. В графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Проведенная диагностика позволила объективно и обстоятельно определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность с учетом индивидуальных особенностей в развитии детей.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников средствами школьного музея через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Литература:

  • 1. Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996.
  • 2. Валишин, Ю.И. Воспитание учащихся музейными средствами – М:1983.
  • 3.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: 2001.
  • 4. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003
  • 5. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль, 1997.


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016