Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Методический семинар для учителей биологии.
Город Чебоксары, Чувашская республика, сентябрь 2007 года

В конце сентября 2007 года в городе Чебоксары (Чувашская республика) прошел семинар для учителей биологии "Новые педагогические технологии в преподавании биологии".

В качестве гостей на семинаре присутствовали: Наталья Олеговна Долженкова - методист по биологии Издательского центра "Вентана-Граф" (г.Москва) и Александр Сергеевич Боголюбов - директор Экологического центра "Экосистема" (г.Москва). Выступление Н.О.Долженковой было посвящено методикам работы по новым учебникам биологии, а также пособиям по экологии и другой печатной продукции Издательства "Вентана-Граф", а выступление А.С.Боголюбова - технологиям проведения полевых экологических практикумов и обзору методических материалов по организации исследовательской работы школьников в природе (тезисы сообщения см. ниже).

В первый день работа проводилась в школе № 5 города Чебоксары, а во второй – в Региональном институте образования.

Фотоотчет о методическом семинаре для учителей биологии в Чебоксарах: работа семинара в школе; выступление А.С.Боголюбова; организаторы и гости перед отъездом в Москву; работа семинара в РИО. В центре коллажа - вид на залив Волги

На коллаже (сверху слева по часовой стрелке): работа семинара в школе; выступление А.С.Боголюбова; организаторы и гости перед отъездом в Москву; работа семинара в РИО. В центре коллажа - вид на залив Волги.


Краткое содержание выступления А.С.Боголюбова.

Организационные основы и технология организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Данное выступление посвящено краткому описанию организационных основ и технологии проведения полевых экологических практикумов для школьников, а также методическим материалам по организации исследовательской деятельности школьников в природе, изданным экологическим центром "Экосистема".

Полевые практикумы.

Ассоциация «Экосистема» - это общественная некоммерческая просветительская организация, созданная в 1994 году в Москве, как методический образовательный центр, призванный пропагандировать и внедрять «натуралистический» подход в экологическом образовании детей – т.е. преподавание биологии, географии и экологии в природной обстановке.

На начальном этапе своей деятельности Экосистема проводила так называемые учебно-методические школы для юных экологов и их педагогов из дальних регионов Российской Федерации. Эти Школы проводились как в Подмосковье, так и в других регионах России – в форме полевых лагерей. В последние 10 лет основным направлением деятельности Экосистемы стало проведение полевых практикумов для школьников общеобразовательных школ города Москвы.

Эта работа ведется круглый год на собственной базе в Подмосковье, известной как «биостанция Экосистема». Биостанция представляет собой комплекс построек в лесу – на значительном удалении от населенных пунктов. Это главный жилой дом, вмещающий 45 спальных мест и столовую, лабораторный корпус с четырьмя классами-лабораториями, жилой дом для преподавателей, конюшню, баню, гаражи и хозяйственные постройки.

Биостанция находится в центре обширных лесных массивов. В основном - это старые еловые и сосновые леса, а также смешанные леса, березняки и ольшаники. Недалеко от биостанции находится река Клязьма с характерными формами рельефа и растительностью речной долины.

Заезды школьников на биостанцию осуществляются каждые три дня – группами по 25-40 человек, как правило – целыми классами, под руководством учителя биологии или географии и классного руководителя. Возраст учащихся – от 5 до 10 класса.

Дети живут на биостанции в течение 3 дней и проходят разнообразные учебные программы – в зависимости от того, в какой раз они приехали на практику. Занятия проходят в группах по 8-12 человек с преподавателем Центра по четырем основным предметам: ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. Один предмет проходится в течение одного дня, таким образом, чтобы за весь выезд пройти все предметы.

Предмет ландшафтоведение включает занятия с картой и компасом, ориентирование на местности, картографию и нивелирование, изучение рельефа, геологических отложений, почв или снегового покрова – в зависимости от сезона года.

Ботаника и зоология, как правило, ведутся совместно, т.е. одним преподавателем в течение одного дня. Этот предмет включает морфологию растений и изучение флоры, геоботанику, а также изучение позвоночных животных и следов их жизнедеятельности.

Предмет водная экология включает изучение водоемов как физических объектов, изучение физико-химических свойств природных вод, а также (в основном) – изучение водных беспозвоночных животных – бентоса, перифитона и планктона окрестных водоемов.

Приезжая на практику, дети занимаются по разным программам. Приехавшие в первый и второй раз (как правило – это учащиеся 5-7 классов) занимаются по программе «Экологический ликбез». Это, в основном, экскурсионные занятия с преподавателями Центра. День начинается с вводной лекции, а затем группа отправляется на полевую экскурсию или отбор проб. Во второй половине дня, после обеда, дети занимаются в лабораториях: определяют и рисуют объекты, изучают коллекции, оформляют результаты наблюдений и пишут отчетные работы.

Дети, приезжающие на практику в третий и четвертый раз (как правило это приходится на 8-10 классы), занимаются по принципиально другой программе – «Эколог-исследователь». Это – выполнение небольших, рассчитанных на один день, самостоятельных исследовательских работ по тем же самым предметам – ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. Каждой группе с утра выдается перечень работ, которые можно выполнить в данный сезон года. Группа делится на бригады по 2-3 человека, которые самостоятельно проводят исследование, завершающееся вечером устными докладами всех групп на конференции.

Учебные занятия проводятся очень интенсивно – с 9.45 утра до шести-семи вечера, с перерывом на обед и часовой послеобеденный отдых. Свободное от занятий время (утром и вечером) дети проводят на спортплощадке, катаются верхом на лошадях, а по вечерам мы организуем поход в лес на костер.

В завершение скажем, что коллектив сотрудников биостанции невелик – 3-4 человека живут там постоянно, а преподаватели приезжают вести занятия из Москвы на 2-3 дня. В основном – это люди молодого и среднего возраста – студенты, аспиранты, научные сотрудники, школьные учителя, испытывающие потребность регулярно бывать на природе.

Методические материалы.

Кроме непосредственной работы с детьми и педагогами на своей базе в Подмосковье, экологический центр «Экосистема» выпускает разнообразные методические материалы для учителей и учащихся, позволяющие (потенциально) любому педагогу-естественнику организовать подобную работу в своей школе или учреждении дополнительного образования.

В течение 1996-2000 гг. выпущены 65 методических пособий по полевой экологии, предназначенные для учителей и педагогов дополнительного образования и содержащие стандартные методики организации и проведения научных исследований в природе, адаптированные для их использования с детьми. Фактически, выпущенный на данный момент комплект методических пособий охватывает большинство тем учебно-исследовательской работы учащихся в природе, начиная с основных дисциплин географического цикла - топографии, геологии, геоморфологии и почвоведения и кончая методиками экологического и биологического мониторинга, а также общеобразовательными методиками, касающимися правил сбора, обработки и оформления результатов полевых исследований.

В течение 1999-2002 гг. издан комплект учебно-методических видеофильмов для учителей и учащихся «Комплексные исследования экосистем». В комплект входят 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень, зима, весна, лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников – от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. Все фильмы сопровождаются методическими руководствами, поясняющими детали и технологии организации полевой работы детей в исследовательских группах.

Начиная с 2002 года «Экосистемой» начат проект создания комплекта (серии) компьютерных Атласов-определителей объектов природы средней полосы России. В 2002-2006 гг. выпущены пять Атласов-определителей: «Деревья и кустарники зимой», «Насекомые-вредители леса», «Деревья и кустарники летом», «Травянистые растения («цветы»)», «Птицы и птичьи гнезда». Планируется издание еще 9 определителей. Атласы-определители богато проиллюстрированы (в основном, авторскими иллюстрациями) и выпускаются на лазерных дисках. Помимо иллюстраций и описаний они содержат компьютерные программы определения неизвестных объектов по внешним признакам.

В 2004 и 2008 гг. издана серия из 18 цветных определительных таблиц «Растения и животные средней полосы России», а также выпущены восемь «определителей-раскладушек» по деревянистым и травянистым растениям средней полосы России.

В заключение еще раз констатируем, что работа "Экосистемы" и та форма экологического образования, которой она занимается - это идеология истинного натуралистического движения ! Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы и нет и не может быть нормального человека (пусть даже не эколога) без хотя бы краткого познания (общения) с независящим от нас (относительно) и живущим по собственным законам миром.

Наверх


Другие "выездные" семинары и конференции:



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016