Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Научно-практическая конференция для учителей биологии и экологии.
Город Волгоград, ноябрь 2007 года

С 19 по 22 ноября 2007 года в городе Волгограде проходила Первая региональная научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение экологического образования школьников». Организаторы конференции — комитет по образованию Администрации Волгоградской области, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Издательский центр «Вентана-Граф», ООО «Учебная и деловая книга».

В конференции приняли участие около 80 учителей и педагогов дополнительного образования, а также гости из Москвы: Наталья Олеговна Долженкова (методист по биологии Издательского центра "Вентана-Граф"), Сергей Витальевич Суматохин (доктор педагогических наук, главный редактор журнала "Биология в школе") и Александр Сергеевич Боголюбов (кандидат биологических наук, директор Экологического центра "Экосистема").

Выступление Н.О.Долженковой было посвящено учебникам и методической литературе по биологии и экологии, издаваемой ИЦ "Вентана-Граф", выступление С.В.Суматохина - структуре и особенностям публикации методических материалов в журнале "Биология в школе", выступление А.С.Боголюбова - полевым экологическим  практикумам для школьников и их методическому обеспечению (тезисы сообщения см. ниже).

Фотоотчет о научно-практической конференции для учителей биологии и экологии в Волгограде: во время работы конференции; панорама города Волгограда; выставка-продажа методической литературы в фойе; Н.О.Долженкова награждает победителей дипломами ИЦ "Вентана-Граф"; коллективный портрет участников конференции; на экскурсии в дендросад ВГПУ; выступление А.С.Боголюбова на конференции. В центре коллажа - вид на город Волгоград

На коллаже (сверху слева по часовой стрелке): во время работы конференции; панорама города Волгограда; выставка-продажа методической литературы в фойе; Н.О.Долженкова награждает победителей дипломами ИЦ "Вентана-Граф"; коллективный портрет гостей и организаторов конференции; на экскурсии в дендросад ВГПУ; выступление А.С.Боголюбова на конференции. В центре коллажа - вид на город Волгоград.


Краткое содержание выступления А.С.Боголюбова.

Полевые практикумы для школьников – одна из перспективных форм экологического образования детей

В 1994 году в Москве группой молодых профессиональных экологов (биологов, географов) и педагогов - «выходцев» из биологического кружка Дарвиновского музея (кружка «ВООП») была создана общественная организация - Евроазиатская Ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема», известная в Москве в последние годы также как Московский полевой учебный Центр.

Во главу угла своей деятельности "Экосистема" поставила внедрение идеологии и подходов натуралистического экологического образования, сделав акцент на вовлечение детей в учебную, исследовательскую и природоохранную работу в природе с использованием методик и подходов краеведческой и полевой экспедиционной работы.

Своей «сверхзадачей» мы поставили внедрение в России такого подхода в экологическом образовании, при котором каждый школьник, независимо от того, в какой школе он учится и кем хочет стать, имел бы возможность пройти хотя бы один - два раза за время учебы в средней и старшей школе полевой экологический практикум: имел бы возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную живую природу (с определенными, конечно, предосторожностями !).

Сутью и основой всей нынешней деятельности «Экосистемы» является обучение юных экологов и их руководителей конкретным методам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. Все полевые практикумы, методические школы, семинары и курсы, все выпускаемые печатные издания и пособия направлены на обучение детей, учителей и педагогов дополнительного образования современным подходам науки экологии и методам проведения экологических исследований в природе.

Полевые практикумы

За 14 лет работы экологического центра «Экосистема» создана система проведения учебных полевых практикумов для учащихся общеобразовательных школ.

Практикумы проводятся круглогодично на базе «Экосистема» в Подмосковье (Московский полевой учебный Центр), куда приезжают учащиеся 5-10 классов из г.Москвы и других регионов Российской Федерации и живут от 2 до 5 дней. Цель практикумов проста - наглядно показать городским детям основные закономерности динамики и функционирования естественных экосистем в различные сезоны года, а также научить их основным методикам самостоятельного изучения природы.

Опыт внедрения такой программы в курсы общеобразовательных школ накапливался нами исходя из наших представлений о недостатке информации о природе своей Родины в школьных курсах, о невозможности ведения таких предметов как биология, география и экология в отрыве от "реальной", "живой" природы.
В связи с этим, обучение детей во время экологических практикумов ведется по четырем основным предметам: ландшафтоведению (географии), ботанике, зоологии и водной экологии и двум последовательным образовательным программам: «Экологический ликбез» и «Эколог-исследователь».

Как было указано выше, основным методическим подходом при проведении практикумов является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.

Для младшей возрастной группы (5-7 классы) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы (подпрограмма «Экологический ликбез»), при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами экскурсии носят ознакомительный характер. Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы - рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.

Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор на экскурсиях делается на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Для старших школьников (8-10 классы), прошедших обучение по первой подпрограмме, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскую деятельность (подпрограмма «Эколог-исследователь»). Данная форма обучения предполагает проведение детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.

Из общего набора методик, применяемых при проведении исследований в «большой» науке, для применения в рамках данной программы отобрано несколько десятков «базовых», т.е. охватывающих основные объекты природы и экологические группы организмов. С использованием базовых методик разработаны 40 учебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных по 5 предметам (ландшафтоведению, ботанике, зоологии, водной экологии и биологическому и экологическому мониторингу) и 4 сезонам года (осень, зима, весна, лето).

Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.

При выполнении самостоятельных исследовательских работ учащиеся пользуются учебными фильмами и методическими пособиями, разработанными педагогами экологического центра «Экосистема», которые позволяют, в общих чертах, вести учащимся исследования самостоятельно. Функция преподавателей на этом этапе ограничивается консультациями и общим «курированием» процесса работы.

В работе полевых практикумов, помимо полевых экскурсий и исследований предусмотрены занятия с коллекциями, приборами и оборудованием, лабораторная обработка результатов, ежедневные конференции исследовательских работ (доклады), вечерний "экологический" досуг (слайды, видеофильмы о природе и экспедициях, песни у костра в лесу), специальные занятия и обмен опытом для руководителей (учителей) .

Методические материалы

Кроме непосредственной работы с детьми и педагогами на своей базе в Подмосковье, экологический центр «Экосистема» выпускает разнообразные методические материалы для учителей и учащихся, позволяющие (потенциально) любому педагогу-естественнику организовать подобную работу в своей школе или учреждении дополнительного образования.

В течение 1996-2000 гг. выпущены 65 методических пособий по полевой экологии, предназначенные для учителей и педагогов дополнительного образования и содержащие стандартные методики организации и проведения научных исследований в природе, адаптированные для их использования с детьми. Фактически, выпущенный на данный момент комплект методических пособий охватывает большинство тем учебно-исследовательской работы учащихся в природе, начиная с основных дисциплин географического цикла - топографии, геологии, геоморфологии и почвоведения и кончая методиками экологического и биологического мониторинга, а также общеобразовательными методиками, касающимися правил сбора, обработки и оформления результатов полевых исследований.

В течение 1999-2002 гг. издан комплект учебно-методических видеофильмов для учителей и учащихся «Комплексные исследования экосистем». В комплект входят 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень, зима, весна, лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников – от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. Все фильмы сопровождаются методическими руководствами, поясняющими детали и технологии организации полевой работы детей в исследовательских группах.

Начиная с 2002 года «Экосистемой» начат проект создания комплекта (серии) компьютерных Атласов-определителей объектов природы средней полосы России. В 2002-2006 гг. выпущены пять Атласов-определителей: «Деревья и кустарники зимой», «Насекомые-вредители леса», «Деревья и кустарники летом», «Травянистые растения («цветы»)», «Птицы и птичьи гнезда». Планируется издание еще 9 определителей. Атласы-определители богато проиллюстрированы (в основном, авторскими иллюстрациями) и выпускаются на лазерных дисках. Помимо иллюстраций и описаний они содержат компьютерные программы определения неизвестных объектов по внешним признакам.

В 2004 и 2008 гг. издана серия из 18 цветных определительных таблиц «Растения и животные средней полосы России», а также выпущены восемь «определителей-раскладушек» по деревянистым и травянистым растениям средней полосы России.

В заключение еще раз констатируем, что работа "Экосистемы" и та форма экологического образования, которой она занимается - это идеология истинного натуралистического движения ! Лес, дикая природа и экологическое образование неразделимы и нет и не может быть нормального человека (пусть даже не эколога) без хотя бы краткого познания (общения) с независящим от нас (относительно) и живущим по собственным законам миром.

В чем же собственно заключается идеология пропагандируемого здесь "натуралистического" подхода и почему его столь необходимо внедрять в школы?
Смысл этой идеологии заключается в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть сформировано без четкого и понятного представления о том, что же мы все-таки называем Природой, что это такое, как «она» устроена и существует, что «она» чувствует и в чем нуждается.
В развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, "природных богатств" и ресурсов, бережном к ним отношении и т.д. и т.п., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что Природа это не просто наше "окружение", как стены дома, в котором мы живем (в которые можно вбить гвоздь или покрасить), а нечто большее - живое, "разумное", дышащее существо, вернее - миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга.

Также как практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охранять Природу, которую ты не понимаешь.

Беда еще более усугубляется тем, что на данный момент подавляющее большинство населения нашей страны вообще не представляет себе, что такое Природа, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком расстоянии.

Порой приходится сталкиваться с проявлениями потрясающей "темноты" и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. Многие гораздо больше наслышаны о жизни океанов, Южной Америки и Антарктиды, чем о собственных деревьях, травах, бабочках и птицах. В большинстве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искаженные представления о Природе, сколько, в большинстве своем, вообще о ней ничего не знают.

Нынешняя система преподавания биологии, географии и экологии и содержание этих дисциплин в школах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о "внутреннем" строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от реальной природы, окружающей нас за окном нашего дома, машины, поезда.

Не имея права в частном порядке критиковать существующие программы и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, хочется лишь сакцентировать внимание на том факте, что непосредственный контакт обучающегося с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

Основной идеей пропагандируемого здесь "натуралистического" подхода в экологическом образовании является, таким образом, необходимость показа детям природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и "при максимальном увеличении". В результате такого пристального "разглядывания", каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказывается в состоянии если не потрясения, то, по крайней мере, крайнего удивления, выражающегося словами: "неужели мы по этому ходим ?!".

Совершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействия психика человека существенно изменяется в лучшую, по отношению к Природе, сторону.

Вряд ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший загадочную подводную жизнь мельчайших прозрачных существ зоопланктона, или видевший, как лесная птица кормит своих птенцов, или наблюдавший как буквально на глазах раскрывается с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок (и прочие десятки и сотни тому подобных моментов из жизни дикой природы) сможет убить, растоптать, не заметить Природу вокруг себя.

Наверх


Другие "выездные" семинары и конференции:



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016