Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Курсы повышения квалификации учителей биологии, географии и экологии.
Город Бийск, Алтайский край, апрель 2008 года

С 4 по 7 апреля 2008 года в городе Бийске Алтайскогог края на базе Бийского педагогического государственного университета им. В.М.Шукшина проходили курсы повышения квалификации учителей биологии, географии и экологии под названием «Содержание и методика преподавания естественнонаучных дисциплин по новым учебно-методическим комплексам издательства ''Вентана-Граф''». В работе курсов приняли участие "гости из Москвы": Светлана Николаевна Исакова (методист по биологии Издательского центра "Вентана-Граф", издающего школьные учебники) и Александр Сергеевич Боголюбов (директор Экологического центра "Экосистема").

Выступление С.Н.Исаковой было посвящено методикам работы по новым учебникам биологии, а также пособиям по экологии и другой печатной продукции Издательства "Вентана-Граф", а выступление А.С.Боголюбова - идеологии и технологиям проведения полевых экологических практикумов для школьников (примерное содержание выступления см. ниже).

В свободное от работы время для гостей была организована однодневная поездка по Чуйскому тракту в город Горноалтайск и в предгорья Алтая: на озеро Ая (природный парк) и в горы в окрестностях горного курорта "Белокуриха" (смотрите фотографии природы Алтая, сделанные в этой поездке).

Фотоотчет о курсах повышения квалификации учителей биологии в Бийске: организаторы и гости курсов на пороге БПГУ в Бийске; ландшафт лесостепной зоны; С.Н.Исакова и А.С.Боголюбов на границе Алтайского края и республики Горный Алтай; горный курорт "Белокуриха"; улицы Горноалтайска; весенние палы травы ночью; у места гибели губернатора Алтайского края М.Евдокимова; река Катунь перед ледоходом. В центре коллажа - вид на южные отроги Алтайских гор

На коллаже (сверху слева по часовой стрелке): организаторы и гости курсов на пороге БПГУ в Бийске; ландшафт лесостепной зоны; С.Н.Исакова и А.С.Боголюбов на границе Алтайского края и республики Горный Алтай; горный курорт "Белокуриха"; улицы Горноалтайска; весенние палы травы ночью; у места гибели губернатора Алтайского края М.Евдокимова; река Катунь перед ледоходом. В центре коллажа - вид на южные отроги Алтайских гор.


Краткое содержание выступления А.С.Боголюбова.

Полевой практикум по биологии и географии – действенная форма экологического образования и воспитания

Уже почти пятнадцать лет биостанция «Экосистема» на практике воплощает идею об экологическом образовании детей – это задача, с которой школы справляются не в полной мере. Да это и понятно – как можно научить школьника знать, любить и оберегать природу, используя одни только учебники и не выходя за пределы кабинета биологии или географии? В «Экосистеме» считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и «вытаскивать» в природу. Только здесь можно научить ребенка настоящей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной.

Принцип прост: дайте детям пощупать почву и растения, посмотреть на лягушку и послушать птиц, залезть в реку и походить по лесу, в конце концов - почувствовать природу! И тогда будет достигнута мечта любого школьного учителя – дети если уж не полюбят, то по крайней мере начнут понимать, а может быть и уважать предметы, посвященные изучению природы.

А что сейчас? И среди учителей, и среди администрации школы, и среди самих детей-школьников такие предметы, как биология и география стоят в самом конце рейтинга школьных предметов. Спросите выпускника (через полгода после ЕГЭ): «Что ты помнишь из биологии?», получишь чаще всего веселый ответ-вопрос: «Это что-то про тычинки и пестики? А еще… что человек произошел от обезьяны!». Грустно и печально! И неправда к тому же!

А ведь на самом деле эти предметы – одни из наиболее «живых» и практических. Вдумайтесь, мы ведь каждый день «краем глаза» созерцаем кусочки природы (а кому повезло – видит ее из окна коттеджа или Мерседеса по дороге в школу), слушаем прогноз погоды, даже рассуждаем о глобальном потеплении и «плохой» экологии. Всё это пренебрежение к наукам о Земле и, можно даже сказать - «дремучесть» рядового российского гражданина – результат «плохой» экологии, то есть плохого преподавания этой самой науки (вдумаемся на миг - ведь плохой науки не бывает!).

Наиболее актуальная задача сейчас - как «плохую экологию» превратить в интересную науку.

Этой, на первый взгляд, философской проблеме, посвящена вся работа полевого экологического центра «Экосистема». Детям здесь не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, здесь не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки самостоятельного познания природы: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц – и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому ребенку. То есть суть и основа проводимой «Экосистемой» работы – это обучение школьников и их учителей методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе.

Для этого в Экоцентре проводятся полевые экологические практикумы для школьников 5-10 классов: это ботаника, зоология, водная экология и ландшафтоведение. Во время занятий ребята несколько дней живут на базе центра, который находится в лесу, недалеко от реки, в природоохранной зоне. Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую – когда ребята вместе с преподавателями отправляются в лес или на реку и проверяют «в поле» то, что им только что рассказал преподаватель. В конце дня школьники пишут отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли. А те, кто приезжает в третий-четвертый раз, выступают с докладами на вечерней конференции.

Другими словами, на биостанции детей учат тому, чему их в школе не смогли или не захотели научить. Ведь каждому учителю, будь то «естественник» или «литератор» понятно - очень трудно объяснять предмет на пальцах – гораздо проще ребенку что-то показать. А как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снегового покрова? Это все равно что изучать литературу без прочтения оригиналов, физику без демонстрации приборов, химию без опытов. С этими предметами еще более или менее нормально, а вот география и биология так и остаются для школьников сухими и неинтересными предметами. Про них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаются в показе реальных объектов. Если этого не делать, не выводить детей хотя бы в ближайший парк или на речку, трудно добиться каких-либо конкретных результатов. Именно поэтому задача полевого практикума - показать детям то, что их окружает, что вокруг них растет, бегает, прыгает и плавает.

Полевой практикум – идеальная, но далеко не для всех доступная форма экологического образования. Можно начать с малого: ведь в детском возрасте люди наиболее восприимчивы к чему-то новому, их легко можно увлечь идеями об улучшении окружающей среды, охране животных, заботе о природе. Предложите пятикласснику сделать кормушку для синиц, чтобы повесить за окном кабинета, и он скорее всего откликнется, да еще и с энтузиазмом. Организуйте в День Земли уборку мусора в ближайшем парке и дети полдня с веселой болтовней будут этим заниматься, а потом сами будут радоваться результатам своей работы. Дети отзывчивы, особенно если их не заставляют сидеть солнечным днем за партой.

К слову сказать, в «Экосистеме» несколько раз в год проводятся учебно-методические семинары для учителей общеобразовательных школ, чтобы научить их тем методикам, которые они могут применять в рамках школьных и факультативных занятий сами, а не ждать, пока появится возможность привезти детей на биостанцию. За три дня учителям можно показать только то, что такое в принципе возможно: с детьми можно проводить полевые занятия в районе своей школы. Но для этого учителя должны заниматься самообразованием: читать методические пособия, руководства, пользоваться компьютерными программами. А главное –иметь желание!

Многим кажется, что процесс проведения полевых занятий и экскурсий очень трудоемок и сложен, но на самом деле, подобные занятия может провести почти любой учитель, главное не бояться и знать специфику организации подобной работы. Зимой можно отвести школьников в ближайший парк и поискать следы на снегу. Вы не найдете, конечно, следов лося или куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки, разных птиц. Летом можно сделать с детьми карту того же парка, а нужно для этого совсем не много: компас, транспортир, бумага, карандаш и пара часов времени. Зато не придется долго на пальцах объяснять ребенку, что такое азимут и загружать его сложными определениями.

Вот, например, как выглядит обычное занятие по водной экологии на биостанции «Экосистема». В первой половине дня ребятам рассказывают о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаются друг от друга. Даже на примере одних только водных беспозвоночных можно легко объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное после этого показать школьникам все на практике. Поэтому ребят небольшой группой ведут к водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо них можно использовать и сита) отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для городских школьников такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят четвертых-пятых классов – каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зря.

В лаборатории ребята рассматривают то, что поймали, под бинокулярами, считают лапы, хвосты, учатся пользоваться определителями, зарисовывают животных. А те, кто приезжает уже не в первый раз, делают самостоятельные исследования: сами делают отловы, сами выбирают темы, сами определяют животных и, пользуясь литературой, делают выводы. Например, узнав какие животные водятся в ручье, а какие в речке, можно с помощью некоторых методик определить, где вода и среда обитания лучше. А от чего это зависит? Может, это человек повлиял? – спрашивают дети. Отвечать на эти вопросы они учатся на занятиях, только происходит это не по сложным книжкам, а как-то естественно, само собой.

Причем главное – это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное – показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и приносят пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в десять человек хотя бы один поменяет свое отношение к природе и станет относиться к ней бережнее, то это уже будет маленькой победой!.

Проблема школьного экологического образования заключается еще и в том, что дети во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Иногда спрашиваешь детей на занятии самые простые вещи из школьной программы по биологии или географии, а они не помнят даже того, что прошли на прошлой неделе. Правильно, зачем им знать, чем сосна отличается от ели, если в городе они не видят ни того, ни другого. Как им запомнить, что такое азимут, если они никогда не пробовали применить это знание в жизни? Преимущество полевых занятий в том, что все можно увидеть своими глазами. А самое важное, что городские дети почти всегда интересуются природой и тем, что с ней связано. Так почему бы не научить детей тому, чего им хочется?

Вот почему «Экосистема» пропагандирует натуралистический подход к изучению естественных дисциплин. Действительно, хорошо бы и в школах, а не только в юннатских кружках и специализированных центрах внедрить методы полевого образования в таких предметах, как биология, география и экология.

Почему сейчас все столько говорят о проблеме экологического образования? Правильно, потому что естественная среда постепенно все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то останавливать. Экологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители. Но как же дети будут защищать природу, если в своих городах они ее практически не видят и не знают, что это такое?

И в заключение – приглашение к сотрудничеству!
Экологический центр «Экосистема» уже почти 15 лет пропагандирует «натуралистический» подход в экологическом образовании детей и своим примером все эти годы показывает и доказывает необходимость и, главное, успешность этой формы образования (об этих успехах написано уже множество статей и даже одна диссертация!). Весь опыт, накопленный педагогами и администрацией «Экосистемы» изложен в сотнях научно-популярных публикаций и 137 (!!!) методических материалах. Это методические пособия и руководства (для школьных учителей, педагогов дополнительного образования и учащихся), учебные фильмы, вспомогательные справочные материалы (компьютерные и печатные определители объектов природы России – растений и животных), наконец – современный и огромный по объему ресурс – сайт www.eсоsystеmа.ru, содержащий около 30 тысяч страниц справочной и методической информации о природе России и мира.
Другими словами, всех, кто заинтересован в развитии данной формы образования в школе – приглашаем к сотрудничеству и дружбе!

Наверх


Другие "выездные" семинары и конференции:



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016