Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Научно-практическая конференция, посвященная 90-летию юннатского движения.
Город Москва, июнь 2008 года

С 14 по 17 июня 2008 года в Москве на базе Федерального детского эколого-биологического центра (ФЭДБЦ) Министерства образования и науки РФ прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 90-летию юннатского движения. Девяносто лет назад, 15 июня 1918 г. в Москве в Сокольниках, под руководством Б.В.Всесвятского было открыто первое внешкольное учреждение для юных любителей природы - "Биостанция юных натуралистов", поэтому эту дату считают также "днем рождения" всей системы дополнительного образования России.

По этому поводу в Москву собрались директора и педагогические работники учреждений дополнительного образования "эколого-биологического профиля": станций юных натуралистов и эколого-биологических центров со всей России (около 90 человек). Конференция включала в себя торжественную часть, выступления собравшихся, а также практические выезды и экскурсии.

Администрация ФДЭБЦ любезно пригласила на пленарное заседание также и директора экологического центра "Экосистема" Александра Сергеевича Боголюбова. Темой его выступления было обсуждение перспектив развития системы дополнительного образования эколого-биологического направления и, в частности, - возможности организации полевых экологических практикумов для школьников общеобразовательных школ на базах и силами сотрудников СЮН и ЭБЦ России (тезисы выступления см. ниже). На эту тему была также написана статья "Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе", которую опубликовал на своих страницах журнал "Юннатский вестник", издаваемый ФДЭБЦ (№2 (31) 2008) под названием "Спасти систему и принести пользу: о возможности проведения полевых экологических практикумов для школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования:.

На следующий после выступления день 47 участников конференции (в основном - директора СЮН и ЭБЦ) посетили биостанцию "Экосистема" и познакомились с ее работой. Обсуждались, в основном, организационные вопросы проведения практикумов и взаимодействия со школами, а также методические материалы по организации учебной и исследовательской работы детей на полевых практикумах.

Участники конференции, посвященной 90-летию юннатского движения, у главного входа в здание ФДЭБЦ; обложка юбилейного номера журнала "Юннатский вестник"; статья А.С.Боголюбова в журнале "Юннатский вестник"

На коллаже: участники конференции, посвященной 90-летию юннатского движения, у главного входа в здание ФДЭБЦ; обложка юбилейного номера журнала "Юннатский вестник"; статья А.С.Боголюбова в журнале "Юннатский вестник".


Краткое содержание выступления А.С.Боголюбова.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Со многими из присутствующих мы знакомы по временам 15-ти, почти 20-ти летней давности, когда я работал здесь, на Центральной станции юных натуралистов. Всю свою сознательную жизнь, т.е. уже 30 лет, я занимаюсь экологическим образованием детей и все это время меня тянуло на нестандартные формы образования, нестандартные подходы и методы. Вот и сегодня мне дали слово для того, чтобы я познакомил вас с одной из реальных, апробированных нами в течение уже 15 лет, но не типичных для системы ДО в целом, форм экологического образования.

Речь в моем выступлении пойдет о возможностях проведения полевых экологических практикумов для школьников – я имею в виду учащихся общеобразовательных школ, - на базе учреждений дополнительного образования, «нашей», эколого-биологической направленности. Сразу подчеркну, что речь пойдет не об особенностях преподавания биологии и географии в средней школе, и не о программах дополнительного образования, а именно об объединении потребностей средней школы и возможностей системы дополнительного образования.

Поэтому мое выступление не будет посвящено описанию тех или иных методик работы с детьми, оно скорее, носит «стратегический» характер, поэтому я выступаю не на секции, а на общем, пленарном заседании.

Последние годы я очень много езжу по стране (это связано с командировками по линии издательства «Вентана-Граф», которое издает школьные учебники) и постоянно вижу одну и ту же картину – разобщенность систем общего среднего и дополнительного образования. Это типичная особенность нашей страны.

Поясню на примере. Всем, кто работает в школе, очевидны недостатки преподавания «наших» предметов – биологии, географии и экологии: сухость изложения, оторванность от реальной действительности, перегруженность излишней информацией. В результате мы получаем выпускников, которые из курса биологии помнят только название предмета, что это «что-то про тычинки и пестики», и что человек произошел от обезьяны (что кстати – неправда!). Вот и все познания!
К нам ежедневно приезжают дети – 9-10-классники, которые не то что ель от сосны не отличают, они даже не знают, куда показывает стрелка компаса и почему!

Несмотря на то, что учителя должны проводить всяческие практические работы, выводить детей на экскурсии, в том числе и в природу, мало кто это в реальности делает. Я абсолютно убежден, что учить биологии, географии и экологии без знакомства с реальной, живой природой, окружающей нас в повседневности, это все равно что учить литературу без чтения первоисточников, математику без цифр, физику и химию без опытов и лабораторных работ.

В результате, чего греха таить, в наших школах такие предметы, как биология и география находятся в самом конце школьных предметов – и по интересу детей, и по отношению других учителей и администрации. Где-то после пения и физкультуры! Есть, конечно, исключения, но их мало! Подавляющее большинство «простых» школьников этот предмет не уважают, не любят и не понимают, зачем он вообще нужен!

Перехожу к сути моего выступления. 15 лет назад мы создали небольшую, ни от кого (кроме самих детей) не зависящую организацию – экологический центр «Экосистема» и во главу угла поставили принцип – ни от кого не зависеть, ни у кого ничего не просить, чтобы не быть должными, заниматься только тем, что реально нужно людям и за что они готовы платить и на что мы можем существовать и развиваться.

Мы предложили московским школам такую базу, на которую можно было бы вывозить детей целыми классами и учить их там реальной, живой, «настоящей» биологии, географии и экологии, т.е. проводить полевые практикумы для школьников.
Поначалу, в середине 90-х годов было очень тяжело: и убедить школы и учителей в необходимости этой деятельности, и строить саму базу, и обзаводиться оборудованием, и разрабатывать программы.

Когда к нам начали приезжать первые группы, нам было очень трудно перестроиться – мы привыкли работать с юннатами, т.е. с детьми, выбравшими специальность, с детьми, которые интересуются предметом. А к нам стали привозить «простых», да еще городских детей, у которых в ушах наушники, а на природе они многие вообще не бывали. В лучшем случае – где-нибудь за границей – в Турции или на Кипре!
Понятно, что пришлось перестраиваться, что-то упрощать, адаптировать, добавлять…

Все эти трудности мы постепенно преодолели. Сейчас наша база принимает 45 человек, к нам приезжают целыми классами (в основном это дети с 5 по 8 класс) – от 25 до 40 детей с учителями биологии или географии и обычно с классными руководителями. Живут у нас 3-4 дня, т.е. спят, едят и, главное, учатся. Что-то вроде «лесной школы».

Я сейчас не хочу подробно рассказывать и расхваливать нашу работу, потому что на это не хватит и нескольких часов, а я ограничен 15 минутами, скажу только, что потребность в такой форме образования сейчас огромна. В этом прежде всего заинтересованы школьные учителя, не те, конечно, которым все равно, а активные, продвинутые, как говорится. Каждому учителю хочется, чтобы к его предмету дети относились как минимум с уважением, а как максимум с интересом. А что для этого может быть лучше, чем полевая практика? Вспомните себя в студенческие годы – в педвузе или университете. Эти дни не забываются в течение всей жизни!

Об этом огромном интересе свидетельствует, во-первых, наша собственная работа, во-вторых – опыт общения с учителями. Возвращаюсь к моим командировкам по стране. Примерно раз в месяц я езжу в регионы (как в столицы, так и в маленькие города) и общаюсь там, в основном, с учителями биологии. Рассказываю про наши практикумы, про наши методические материалы, определители и т.д. Все с очень большим энтузиазмом это воспринимают, многие сами пытаются заниматься с детьми в природе.

Когда же я спрашиваю, а как тут у вас станция юннатов работает, отвечают: у нас с ними контактов нет, они сами по себе, у них есть кружки, какие-то свои программы, им не до нас… Это все очень печально!

Меня уже в течение многих лет одолевает идея: почему бы опыт и возможности станций юных натуралистов и эколого-биологических центров не обратить в сторону общеобразовательной школы?

Сами школьные учителя, в массе своей на такую сверхурочную внеклассную работу не способны, их даже на простейшие экскурсии не «поднять»: они замучены своими внутренними проблемами, им надо «впихнуть» в ребенка положенные часы, да еще и отбивать их у других предметов, которые норовят что-то постоянно «откусить»!

Ну а в системе дополнительного образования, как мне кажется, - кризис посещаемости. Жизнь меняется, дети хотят учиться «практическим» наукам: все хотят быть экономистами, финансистами, юристами, и прочими «-истами». А кто сейчас хочет быть биологом? Единицы, на фоне общей массы.

Если такие направления дополнительного образования, как спорт, художественное творчество, музыка, компьютерные технологии, еще хоть как-то существуют, т.к. родители за это готовы платить, то с экологией дело совсем плохо (намного хуже, так скажем).

Поэтому мое предложение таково. Дополнительное образование должно «повернуться лицом к школе». Не надо бросать кружки, исследовательскую работу, живые уголки и огороды. В плюс к этому надо идти в школы и для начала предлагать свои «услуги» - провести экскурсию в парк или в лес, предложить сводить детей в поход, но не на пиво и шашлыки, а с учебными целями. Тем более, что возможности оплаты такой работы, как я понимаю, в учреждениях дополнительного образования имеются.

Я здесь не призываю вас создавать такие учебные центры как наш. Хотя кое у кого еще остались собственные базы, а один такой центр способен охватить примерно 100 школ и обеспечить работой примерно 20-30 человек (без финансовой помощи со стороны, что очень важно!). Можно начать с малого – использовать потенциал педагогов, знающих природу не по книжкам и препаратам, а в ее «живом» состоянии. Педагогов, которые пока еще работают в системе дополнительного образования.

И в заключение хочу несколько слов сказать о наших методических материалах, которые можно использовать при организации подобной работы. За 10 лет мы написали и издали более 130 наименований методической продукции – это пособия, учебные фильмы, диски, определители. В общих чертах – все, что необходимо для того, чтобы самостоятельно попытаться организовать нечто подобное.

Информация о методических материалах есть в информационном листке, а также на нашем сайте – www.eсоsystеmа.ru. Сайт содержит более 30 тысяч страниц, имеет более 5 тысяч посетителей в день, поскольку на нем содержатся описания и изображения большинства видов растений и животных России. Заходите, читайте, приезжайте!

Наверх


Другие "выездные" семинары и конференции:



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016