Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы*

В.П. Чижова

2.3. Предупреждение об ошибках

Как говорит русская пословица, «пересев хуже недосева». «Пересев» – одна из самых распространенных ошибок в оформлении экотропы маркировочными знаками и информационными стендами. Кстати, это же от носится и ко всем без исключения элементам благоустройства, о которых речь пойдет ниже.

По нашему мнению, количество сооружений на тропе зависит не только и не столько от ее длины, а от множества других разнообразных факторов. Среди них - извилистость тропы, перепад высот, наличие водотоков и природных водоемов на пути следования, число достопримечательных объектов, лесистость окружающей территории, густота леса и многие другие. И потому точные нормативы количества стендов, информационных столбов или лавочек для отдыха на единицу пути только затруднят проектирование экологической тропы и явятся косвенной причиной перегрузки тропы искусственными элементами или, наоборот, их нехватки.

Основные критерии, которыми следует руководствоваться при оформлении маршрута экологической тропы, – здравый смысл, забота о посетителе и стремление сохранить естественность природной обстановки.

Что касается информации на стендах, то, как показывает опыт, здесь существуют свои «скользкие места». Так, можно привести ряд важных рекомендаций для тех случаев, когда содержание стендов раскрывается «через призму поэзии».

Во-первых, под каждым стихотворным текстом обязательно должен быть указан автор. Это, на первый взгляд, естественное требование на деле оказывается далеко не всегда выполнимым. Дело в том, что если в печатных источниках принято точное цитирование с указанием автора, то в Интернете, который, бывает, используется в качестве источника информации при оформлении стендов на экологических тропах, это условие не считается обязательным. На Интернет-сайтах нередко можно встретить знакомые и малознакомые широкому читателю стихотворные строчки без указания на автора. К тому же бывает, что стихи цитируются неверно, например, представляют собой вольную трактовку уже имеющегося русского перевода. Все это важно учитывать.

Второе, не менее важное замечание. Цитировать стихи на стендах следует с величайшей пунктуальностью, сохраняя все слова, все знаки препинания в полном соответствии с оригиналом.

У словацкого поэта Павола Гвездослава есть замечательное маленькое стихотворение одно из наиболее часто встречающихся на отечественных тропах.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

В 1977 г. члены Молодежного совета МГУ по охране природы, среди которых была и автор настоящих рекомендаций, увидели его на тропе Малые Диеры в Словакии. Наш проводник Иван Волощук устно перевел его на русский язык, после чего оно неоднократно публиковалось нами: то в газете, то в журнале, а потом и в буклете. Затем мы стали встречать его и на стендах экотроп. От частого употребления глубокий смысл стихотворения не потускнел, но на каком-то этапе возникла небольшая, но до обидного существенная ошибка: вместо слова «увял» кое-где пишут «завял». По нашему убеждению, разница между ними столь же велика, как между «умер» и «замер». Пожалуйста, перечитайте его еще раз и запомните таким, каким оно было начертано более 20 лет назад на словацкой тропе Малые Диеры.

Третья рекомендация относится к области географии, а точнее ландшафтоведения. Подбор стихотворных строк для стендов желательно производить с учетом ландшафтных особенностей той территории, по которой проложена экотропа. Для экотроп в Битцевском парке Москвы, который расположен в пределах Теплостанской возвышенности, будут уместными стихи о тенистых лесах с могучими дубами и липами, которые с давних пор растут здесь в основном на моренных холмах. Для экотроп в Тушинском парке больше подойдет упоминание о густых еловых лесах на равнинах, а в Измайловском парке – о светлых сосновых борах на песках.

Вообще, экотропы России знают немало примеров удачного и менее удачного использования поэтических строк при изготовлении ин формационных стендов. И часто дело тут вовсе не в мастерстве поэта, а в соответствии (или несоответствии) текста конкретной природной среде. К примеру, стихи Самеда Вургуна «Я должен над цветами наклониться...» или Федора Тютчева «Не то, что мните вы, природа...», более уместны на стенде в природном окружении, а не на фоне урбанистического пейзажа.

На некоторых охраняемых территориях можно увидеть прекрасно оформленные стенды, рассказывающие о краснокнижных видах растений. Ни в коем случае не следует сопровождать такую информацию рассказом о полезных свойствах этих растений или о местах их распространения. На стенде в одном из парков, например, говорилось что одно из редких растений подарит нашедшему молодость и силу.

Правда, иногда оговаривается особое условие – «сердце у человека должно быть добрым». По нашему мнению, в данном случае доброе сердце должно подсказать человеку, что это растение надо оставить на месте и – более того – никому не рассказывать об ареале его распространения, чтобы не спровоцировать изъятие из естественной среды обитания.

И еще одно частное замечание, касающееся соответствия места и информации. Стенды предупреждающего характера, о правилах поведения на тропах, о недопустимости оставления мусора в природе и т.п., уместно ставить в местах отдыха на тропе, во входной группе, но никак не на открытой вершине холма, откуда открывается прекрасный вид на ближние и дальние окрестности и душа просит чего-то более возвышенного, чем информация о мусоре.

Приведенные ниже рекомендации составлены на основе многолетней работы наших американских коллег.

Семь способов эффективно донести информацию

  • Передавайте информацию с помощью визуальных средств. В этом Вам помогут фотографии и рисунки.
  • Графические средства должны не просто изображать то, что можно увидеть в реальности. Они существуют для того, чтобы с их помощью раскрывать идеи.
  • Следуйте правилу «информационной пирамиды», известному также как «Правило 3 сек. – 30 сек. – 3 мин.», согласно которому на прочтение наиболее важной информации требуется наименьший отрезок времени и далее в обратной пропорции.
  • Сообщение должно быть кратким! Используйте короткие предложения и абзацы.
  • Избегайте использования существительных, обозначающих абстрактные понятия; постарайтесь использовать глагольные конструкции действительного залога.
  • Следует учитывать опыт и образовательный уровень аудитории, которой предназначена информация. Прибегайте к использованию в тексте личных местоимений, то есть языка, который затронет посетителей «за живое», и знакомой терминологии.
  • Для того, чтобы информация была интересной для восприятия, используйте метафоры, сравнения, цитаты и примеры из реальной жизни.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".


Содержание сборника:

Введение

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта
1.1. Разнообразие экотроп
1.2. Критерии выбора маршрута
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
1.4. Подготовка проекта экотропы

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы
2.1. Информация непосредственно на экотропе
2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы
2.3. Предупреждение об ошибках

Глава 3. Технология обустройства троп
3.1. Дорожки, лестницы и площадки
3.2. Стенды и указатели
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах
4.1. Волонтеры на экотропах
4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»

Глава 5. Регулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. Основные принципы нормирования нагрузок
5.2. Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
5.3. Рекреационный мониторинг

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе
6.1. Общие подходы к разработке правил
6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности
6.3. Правила поведения языком поэзии
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. Многообразие тематических программ
7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. Опыт проведения экологических экскурсий
7.4. «Говорящие» обитатели леса
7.5. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

Глава 8. Разработка концепции визит-центра
8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. Создание выставочной концепции визит-центра
8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике

Литература



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016