Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах*

4.1. Волонтеры на экотропах

Н.Н. Буторина

Волонтерами называют людей, добровольно взявших на себя некие обязательства. Наши заповедники, национальные и природные парки, заказники практикуют сотрудничество с волонтерами чаще всего в проведении массовых акций по уборке мусора, посадке деревьев, рекультивации кострищ и т.п. Реже волонтерские группы вовлекают в проведение научных наблюдений или работ по благоустройству экологических троп, рекреационных участков. Это и понятно – многие виды деятельности требуют определенной квалификации. Пока для России остается уникальным опыт широкомасштабного и многолетнего волонтерского участия в проекте «Большая Байкальская Тропа».

Данные по волонтерской помощи российским ООПТ, имеющиеся в ЭкоЦентре «Заповедники», подтверждают наличие большого числа реальных и потенциальных друзей природных территорий, их готовность оказывать посильную помощь «заповедным островам».

В последнее десятилетие активно развивается общественное движение «Друзья заповедных островов», которое объединяет непосредственно волонтерские группы, партнеров-спонсоров, почетных членов Клубов друзей заповедных островов, выполняющих личные миссии в поддержку охраняемых природных территорий России. Однако, для деятельности «заповедных волонтеров» остаются еще огромные просторы.

Рассмотрим подробнее возможные формы участия добровольных помощников в создании и работе экотроп на ООПТ.

На начальных этапах разработки концепции и детального проекта экологического маршрута волонтеры могут играть роль катализа торов интересных, нестандартных идей, дополняя специалистов проектной организации. В условиях недостаточного финансирования часто сами специалисты по личной инициативе становятся своего рода волонтерами по разработке проекта экотропы. Известны случаи, когда авторами оригинальных проектов экомаршрутов становились школьные и студенческие группы (возглавляемые энтузиастами-руководителями). В любом случае, волонтеры, участники процесса проектирования экотроп, получают бесценный эколого-просветительский опыт.

На этапе благоустройства и оборудования эко логических маршрутов (укрепление дорожного полотна, изготовление и установка малых архитектурных форм) работы в идеале должны выполняться подрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Но, как показывает практика, при грамотной организации и даже минимальном материальном обеспечении работ (строительные материалы, рабочий инвентарь и т.п.) волонтеры способны полностью благоустроить эко тропу. С точки зрения профессионализма и техники безопасности, принципиально важным является четкое разделение возможных волонтерских работ на квалифицированные виды деятельности (работы, требующие умелого владения инструментом, оформительские работы, резьба по дереву и др.) и неквалифицированные (они ведутся под руководством специалиста). Для многих волонтеров участие в подобных работах по оборудованию троп – способ проведения своего личного отпуска. Так они сочетают активный отдых с общественно-полезным делом – своеобразная разновидность экологического туризма.

Волонтеры также могут принимать участие в информационном обеспечении экотропы. Сбор необходимых данных по объектам тропы, фото- и видео съемка, составление справочного и популярного текстов, дизайн стендов и буклетов, поиск или предоставление своих ресурсных возможностей (оргтехника, транспорт, деловые связи и т.п.) – далеко не полный список способов, посредством которых волонтеры могут внести свой вклад. Здесь главное – чувство меры и профессиональный подход к выполнению задачи.

Есть соблазн переложить на волонтерские плечи очень многое. На наш взгляд, этично вовлекать волонтеров в ту работу, на которую у вашей организации действительно не хватает собственных ресурсов.

Итак, предположим, тропа благоустроена и оформлена, буклеты из даны – можно принимать посетителей. Волонтерам и здесь найдется работа.

Пройдя школу внештатных экскурсоводов, добровольные помощники могут выступать гидами по экологической тропе. Особенно это бывает актуально в период пиковых нагрузок (каникулы, праздники), когда сотрудники ООПТ не успевают обслуживать большой поток посетителей. Волонтеров с большим творческим потенциалом можно приглашать в рабочую группу по подготовке новых эколого-просветительских программ и тематических праздничных мероприятий.

Практически всегда актуальным остается под держание порядка на самой тропе. Опять же в идеале, эта работа должна обеспечиваться сот рудниками ООПТ. Но в жизни – волонтерские субботники по уборке мусора, обновление стендов, лавочек, ступеней и тому подобные дела с участием волонтеров – лишь краткий список периодически выполняемых ими работ.

В какую еще деятельность могут быть вовлечены волонтеры на действующей экотропе? На наш взгляд, и на этом этапе их потенциал огромен. Например, это могут быть:

  • регулярные наблюдения за природными объектами и состоянием тропы («летопись») – как основа долговременного комплексно го мониторинга вдоль экологического маршрута;
  • популяризация достопримечательностей тропы через творчество – фото, видео, картины… Результат – выставки, издания, фестивали и т.п.;
  • разработка новой экскурсионной тематики, привязанной к линии маршрута экотропы (в т.ч. народные праздники, учебные и игровые программы);
  • изготовление игрового или экспозиционного реквизита для специализированных программ;
  • и другие творческие дела, через которые волонтеры (они же посетители ООПТ) смогут посмотреть на знакомый маршрут новым взглядом, внести свой личный вклад в его содержание и развитие.

Для получения положительного результата необходимо, чтобы сотрудники ООПТ уделяли волонтерским группам достаточно много внимания как особо мотивированной целевой аудитории, на которой пересекаются интересы экологического просвещения и привлечения ресурсов реальной партнерской помощи ООПТ. Конечно же, это требует существенных временных затрат на согласование взаимодействия, подготовку благодарностей, анализ результатов.

Опыт вовлечения волонтеров в эколого-просветительскую деятельность в национальном парке «Лосиный остров» позволил нам выделить несколько типовых этапов сотрудничества:

1. Предварительные переговоры о предмете волонтерского сотрудничества. Желательно заключение Договора (в устной или письменной форме).

2. Обеспечение фронта работ – самый ответственный этап. Даже от небольших мелочей зависит успех общего дела. Подготовка исходных материалов, необходимых инструментов, согласование времени и объема работ – вот неброские, но очень важные слагаемые успеха.

3. Собственно волонтерская помощь. Желательно – в присутствии сотрудника ООПТ, координирующего волонтерский энтузиазм и потребности территории.

4. Благодарность волонтерам должна быть выражена обязательно. Желательно сразу по окончании работ или же на специальных мероприятиях. Формы благодарностей волонтерам от ООПТ могут быть разнообразны: от дипломов, сувениров и дружеского чаепития до присвоения почетных званий.

5. Анализ работ и обсуждение дальнейших планов. Это крайне не обходимый этап, позволяющий совершенствовать и повышать эффективность взаимодействия.

Возможно, кому-то сотрудничество с волонтерами покажется слишком хлопотным делом. Но «игра стоит свеч»: работа с волонтерами, в частности по экотропам, способствует, прежде всего, экопросвещению самих волонтеров и является позитивным примером социальной природоохранной активности для других людей. При этом экологическая тропа становится:

  • объектом общественной заботы;
  • местом диалога между посетителями и сотрудниками ООПТ;
  • ресурсом для многих других экопросветительских мероприятий (например, школьный мониторинг, тематические акции, выставки, праздничные программы и т.п.).

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".


Содержание сборника:

Введение

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта
1.1. Разнообразие экотроп
1.2. Критерии выбора маршрута
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
1.4. Подготовка проекта экотропы

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы
2.1. Информация непосредственно на экотропе
2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы
2.3. Предупреждение об ошибках

Глава 3. Технология обустройства троп
3.1. Дорожки, лестницы и площадки
3.2. Стенды и указатели
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах
4.1. Волонтеры на экотропах
4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»

Глава 5. Регулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. Основные принципы нормирования нагрузок
5.2. Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
5.3. Рекреационный мониторинг

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе
6.1. Общие подходы к разработке правил
6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности
6.3. Правила поведения языком поэзии
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. Многообразие тематических программ
7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. Опыт проведения экологических экскурсий
7.4. «Говорящие» обитатели леса
7.5. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

Глава 8. Разработка концепции визит-центра
8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. Создание выставочной концепции визит-центра
8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике

Литература



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016