Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах Дальневосточного морского заповедника

А.А. Гульбина

Особенностью эколого-просветительской деятельности заповедников вообще и Дальневосточного морского биосферного заповедника в частности является возможность проводить экскурсии в условиях хорошо сохранившейся природной среды и демонстрировать редкие, а за частую и уникальные природные объекты. Обучение на природе, просвещение в непосредственной близости к природе должно создавать особую образовательную и эмоциональную среду, ориентированную на импульс к сохранению этого удивительного мира, в котором нам посчастливилось жить. Для того чтобы охватить просветительской деятельностью самые разные круги населения, заповедник ведет интенсивный поиск новых форм и методов экологического просвещения. Взяв за основу традиционные направления музейной работы – создание экспозиций с диарамами и натурными экспонатами, аквариумов с обитателями моря, организацию лекций с демонстрацией видео- и аудиоматериалов – мы расширили рамки статичной экспозиции музея «Природы моря и её охраны», разработав экскурсионные маршруты по прилегающей территории острова Попова.

Сегодня морской заповедник предлагает как обзорные, так и тематические экскурсии по острову. Большая часть экскурсий рассчитана на самый широкий круг посетителей, часть – на специалистов (например, орнитологов). Темы экскурсий раскрывают природный и историко-культурный потенциал острова. Вот темы экскурсионных маршрутов, пользующихся особым вниманием: «Обзорная экскурсия по экологи ческой тропе», «Геологический мир острова», «Экология древнего человека», «Обитатели литорали», «Растения вокруг нас», «Витаминная кладовая», «Фортификационные сооружения», «Царство пернатых». Эти экскурсии стали основой комплексной программы, которая помогает на примере острова показать различные аспекты и исторические этапы взаимодействия человека и природы и построить свое отношение к острову как к уникальной природной системе, хрупкой и требующей к себе большого внимания.

Экскурсионные маршруты дают возможность увидеть тесную связь природы и человека на протяжении тысячелетий. Экскурс в геологическое прошлое возвращает нас в период неогена (12 – 8 млн. лет), к грандиозным природным событиям, которые привели к формированию впадины Японского моря и, в частности, залива Петра Великого и его островов. Материалы экскурсии позволяют проследить изменения при родных условий в течение длительного времени: похолодания и потепления климата, колебания уровня моря и изменения береговой линии.

Вот как выглядит программа маршрута «Геологический мир острова».

1. Знакомство в музее с историей геологического прошлого Японского моря и залива Петра Великого, осмотр образцов пород, слагающих острова.

2. Построение «Геологической шкалы времени» (на улице, вдоль здания музея расчерчена дорожка) с момента образования нашей планеты в Солнечной системе до наших дней. Геологическую шкалу выстраивают экскурсанты, которым раздаются карточки с на званиями основных этапов развития нашей планеты. Особое внимание уделяется времени появления человека на планете Земля, соотношению продолжительности жизни человека и продолжительности существования нашей планеты, влиянию человека на жизнь Земли.

3. Пешеходная экскурсия вдоль берега моря. Знакомство с горными породами и процессами их образования. Изменение ландшафта человеком.

4. Работа с геологической коллекцией в учебном кабинете. Определение собранных образцов пород.

На экскурсиях, знакомящих с многообразием животного и растительного мира, используются определители. Тем самым экскурсантам дается возможность самим узнать то или иное животное или растение. На всех экскурсионных маршрутах широко используются имитационные игры; таким образом, посетители становятся не только слушателями, но и действующими лицами. В процессе общения создается образовательная среда, способствующая лучшему усвоению материала, пониманию природы, восхищению ей, желанию ее сберечь. Большое внимание уделяется от ношению человека к природе на разных этапах его развития.

Часть игр построена на моделировании поведения древнего человека в природе. Экскурсия по экологической тропе включает посещение кургана из камней, который по преданию был местом древнего жертвенника. Подтверждением частой посещаемости этого места служит ведущая к нему широкая тропа, края которой вымощены валунами.

Познакомившись с основными породами широколиственного леса, экскурсанты по подземному ходу спускаются к морю, где им предлагается выбрать любой из приглянувшихся небольших камней и вернуться с ним на тропу. После этого экскурсовод рассказывает об отношении к природе древних людей, зависимости от нее, почитании ее сил и предлагает пройти по тропе к жертвеннику тем путем, каким шли люди в древности.

Эта тропа была построена не совсем обычно: она двухполосная, террасированная вдоль своей оси. Отягощенные заботами люди шли к жертвеннику по нижней террасе тропы. Проведя обряд жертвоприношения и очищения и попросив у Природы щедрого урожая, удачной охоты, пополнения рода, люди освобождались от груза забот и со светлыми надеждами возвращались домой по верхней террасе тропы. Экскурсовод предлагает посетителям выстроиться в цепочку и подниматься к жертвеннику по нижней террасе, мысленно закладывая каждый в свой камень информацию о тех качествах, от которых они хотели бы избавиться: озлобленность, зависть, вредные привычки и т.д. Встав вкруг у кургана, каждый кладет на него свой камень и этим как бы облегчает свою душу. Завершающим аккордом является беседа о том, что поддержание жизни на нашей планете зависит, прежде всего, от Солнца.

Во время экскурсии группы наблюдают великолепную панораму островов залива Петра Великого, посещают величественные скалы мыса Проходного – овеянного легендами Ущелья дракона, но, тем не менее, запоминается она посетителям именно этим посещением кургана.

Поэтому и назвали люди эту тропу тропой желаний, и ходят на нее вновь и вновь.

Важнейшим рубежом в истории природы и человека явилось глобальное потепление, наступившее после окончания ледниковой эпохи около 13–10 тысяч лет назад. Именно с этого времени началось активное заселение древними людьми территории Приморья. В период неолита человек освоил континентальные и прибрежные районы, а в раннем железном веке – и островную зону. Наибольшее число археологических памятников на островах залива Петра Великого относится к Янковской археологической культуре I тысячелетия до нашей эры. Остатки около 10 поселений этого времени обнаружены на острове Попова. О жизни населявших их людей рассказывает экскурсия «Экология древнего человека». Программа экскурсии включает знакомство с экспозицией музея, посещение места первобытного поселения, знакомство с бытом, орудиями труда и промысла людей Янковской культуры, моделирование поведения древнего человека, урок изготовления глиняной посуды методами древних гончаров.

Экскурсия начинается в музее со знакомства с экспозицией «Человек и природа в древности», которая расположена в специально оборудованном зале. Экспозиция, используя научные факты и художественные образы, представляет жизнь обитателей острова около 3 тысячелетий назад, рассказывает о взаимоотношениях наших далеких предков и окружающего мира. При планировании экспозиции были выбраны три аспекта, в которых могут быть показаны взаимоотношения Человека и Природы в древности. Это хозяйственно-промысловая деятельность, ритуально-культовая и искусство.

Экскурсию по экспозиции продолжает маршрут к поселению древних людей, занимавшихся активным морским промыслом, охотой и собирательством. Во время экскурсии мы пытаемся воссоздать обстановку и настроение древних промысловых ритуалов и праздников.

Экскурсантам раздаются открытки с изображениями коренных народов Дальнего Востока – потомков тунгусо-язычного населения, проживавшего в древности на островах. Они выбирают себе понравившуюся народность и становятся племенами – удэге, орочей и т.д. Имитируют обряды древнего племени – выбирают невесту, шамана, создают писаницы мелом на каменных глыбах – все эти действия превращают экскурсию в событие, позволяющее погрузиться в мир прошлого, лучше понять языческое почитание сил Природы.

Нам хочется надеяться, что на примере острова Попова обращение к истории взаимоотношений Человека и Природы, особенно к ее ранним этапам, в какой-то мере поможет сделать наших современников мудрее и внимательнее к окружающему их живому миру. Люди не должны забывать, что они составляют с природой неразрывное целое и, по сути, сегодня зависят от нее так же, как и тысячелетия назад. Жить в гармонии с природой – одновременно и сложно, и просто, и этому нужно учиться и учить.


* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".


Содержание сборника:

Введение

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта
1.1. Разнообразие экотроп
1.2. Критерии выбора маршрута
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
1.4. Подготовка проекта экотропы

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы
2.1. Информация непосредственно на экотропе
2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы
2.3. Предупреждение об ошибках

Глава 3. Технология обустройства троп
3.1. Дорожки, лестницы и площадки
3.2. Стенды и указатели
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах
4.1. Волонтеры на экотропах
4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»

Глава 5. Регулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. Основные принципы нормирования нагрузок
5.2. Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
5.3. Рекреационный мониторинг

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе
6.1. Общие подходы к разработке правил
6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности
6.3. Правила поведения языком поэзии
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. Многообразие тематических программ
7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. Опыт проведения экологических экскурсий
7.4. «Говорящие» обитатели леса
7.5. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

Глава 8. Разработка концепции визит-центра
8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. Создание выставочной концепции визит-центра
8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике

Литература



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016