ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОЛЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Полевой Центр Фотогаларея Фотогаларея на Vk.com Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские проекты

Часть 1. Полевой практикум "Экологический ликбез"

Содержание сезонных практикумов. Практикум по зоологии. Весенний сезон

Полевые занятия

Полевые занятия весной лучше проводить на двух экскурсиях (утром — по ботанике и зоологии и вечером — только по зоологии).

Протяженность основного, утреннего, маршрута должна быть в пределах 2-4 км (3-4 ч между завтраком и обедом), вечернего — 1-2 км (1 ч перед наступлением темноты).

Поздней весной (в мае) и при наличии достаточного количества объектов для показа и благоприятной погоды можно добавить раннюю утреннюю экскурсию в течение 1-2 ч до завтрака (можно заменить ею вечернюю экскурсию).

Основную информацию лучше давать на утренних экскурсиях, для того чтобы обработать результаты во второй половине дня. Вечерняя экскурсия может быть менее напряженной (в форме прогулки), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это время суток для наблюдения доступны иные животные, нежели днем, в частности, ночные обитатели). Кроме того, как уже сказано выше, вечерние и ночные экскурсии производят на детей сильное эмоциональное воздействие, а их содержание лучше запоминается.

Во время экскурсии преподаватель рассказывает учащимся обо всех встречающихся объектах животного мира (в основном о птицах, в конце апреля и в мае — еще и об амфибиях и насекомых) и их жизнедеятельности в данный сезон — чем питается, где зимовало, как выводит потомство, чем отличается от других похожих животных. Нужно постараться как можно подробнее рассмотреть птиц и научиться распознавать их голоса.

За 2-3 ч экскурсии, обычно можно встретить 15-20 видов птиц ранней весной (в марте — первой половине апреля) и 20-40 видов птиц поздней весной (во второй половине апреля — мае), несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки), по 2-5 видов амфибий и рептилий (вероятность встреч существенно зависит от особенностей местности).

Всю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах встреч с ними и об особенностях поведения) учащиеся заносят в полевой дневник (тетрадь).

Основным объектом для показа и обсуждения на утренней (утренних) весенней экскурсии являются птицы. Для ознакомления с ними можно просто «гулять» по лесу, а можно организовать специальный орнитологический маршрут или даже площадку для учета численности гнездящихся птиц. Поскольку заложение площадки — довольно трудоемкая работа, имеет смысл выполнять ее только в том случае, если на базе проводят многолетние исследования или если на данный сезон запланирован полевой практикум по программе «Эколог-исследователь».

Если площадка в районе проведения практикума имеется, то маршрут весенней зоологической экскурсии следует проложить через нее и по ходу познакомить учащихся с методикой площадочного учета . Для этого достаточно пройти с группой...

Обложка диска Как организовать полевой экологический практикум Полный текст пособия "Как организовать полевой экологический практикум" можно приобрести в нашем некоммерческом Интернет-магазине либо в цифровом формате (на компакт-диске), либо в печатном формате (в виде пяти книг) (готовятся к печати Издательским центром "Вентана-Граф" в 2009 году).

Подавляющее большинство учебных (исследовательских) занятий по программе "Эколог-исследователь" отражено в серии учебно-методических фильмов "Комплексные исследования экосистем" (комплект из четырех компакт-дисков с фильмами и пособиями можно также приобрести в нашем интернет-магазине).

Обложка комплекта учебных видеофильмов