Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Картографирование лесных фитоценозов

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева
© «Экосистема», 2001

Картографирование лесных фитоценозовАннотация. В данном пособии рассказано о двух методических приемах картирования растительности – сплошного картирования (лесного квартала) и картирования трансекты (узкой полосы). Описаны основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределения сообществ.

Введение

Важным итогом изучения экологических взаимосвязей любой территории является установление закономерностей пространственного распределения компонентов экосистемы на данной территории, в основном - выявление взаимоотношений между растительностью и средой её обитания.

Как уже указывалось выше, такие данные можно получить двумя основными способами: путём заложения и описания комплексного ландшафтного профиля и путем составления геоботанической карты. Методика заложения и описания профиля была рассмотрена на предыдущих занятиях (занятие №3 и занятие №8, осенний сезон).

На данном занятии школьники научатся составлению геоботанической карты.

Методы и результаты изучения растительности на профиле или путем составления карты схожи, но каждая из этих методик имеет свои особенности и цели.

Результаты профилирования отражаются наглядно в виде профиля - вертикального "среза" изученного участка ("вид сбоку"), а результаты геоботанического картирования - в форме цветной карты ("вид сверху").

Изучение растительности на профиле лучше демонстрирует изменения фитоценозов в зависимости от рельефа (например, по линии долина-водораздел), а геоботаническая карты лучше показывает контуры фитоценозов и многообразие и соотношение различных растительных сообществ.

Кроме того, на выбор способа отражения растительности влияет вторичная цель – для чего изучается растительность. При изучении собственно растительного покрова рациональнее изучать его на профиле – он лучше отражает особенности распределения растительности в ее связи с рельефом и почвами. При проведении комплексных экологических или специальных геоботанических исследований также целесообразнее исследовать комплексный профиль.

В то же время, при проведении мониторинговых и зоологических исследований, например при изучении загрязнений или радиационного фона, или изучении гнездовых территорий птиц или структуры населения млекопитающих, целесообразнее изучать растительность методом картографирования. Рациональнее составлять геоботанические карты также и при изучении других объектов, распределение которых, в свою очередь, зависит от растительности (беспозвоночные животные, лишайники, грибы и т.п.).

Методы картографирования растительности

Также как и любые другие карты, геоботанические карты по масштабу разделяются на мелко-, средне- и крупномасштабные. Не обсуждая особенности карт растительности мира, регионов или ботанико-географических районов, на данном занятии речь пойдет о составлении крупномасштабных геоботанических карт.

Крупномасштабная геоботаническая карта даёт представление о распределении растительных сообществ на ограниченном участке исследуемой территории, показывает характер границ и переходов между ними.

Геоботаническая карта может составляться различными способами, начиная от сплошного геоботанического обследования и кончая аэро- или космической съемкой, но для целей данного учебного задания мы остановимся на двух вариантах – сплошного картографирования лесного квартала методом глазомерной съемки и картировании линейной трансекты.

Какому приёму исследований отдать предпочтение зависит прежде всего от особенностей растительности изучаемой территории.

1) На лесных территориях с мало нарушенным растительным покровом и более или менее четкой сменой растительных сообществ целесообразно использовать сплошное картографирование в масштабе 1 : 5 000 (в 1 см 50 м) участка с примерными размерами 0,5 х 0,5 км (0,25 км2). Рациональнее воспользоваться этим способом картографирования в случае, если на изучаемый участок местности уже имеется карта-основа (например, составленная на занятии №2, зимний сезон).

2) На участках с сильной мозаичностью растительного покрова (парки, лесополосы), а также при отсутствии карты-основы лучше использовать методику линейных трансект. Линейная трансекта – это полоса шириной 70-100 метров и длиной около 1 км.

Сплошное картографирование лесного квартала методом глазомерной съемки

Сущностью сплошного картографирования методом глазомерной съемки является прохождение картируемого участка (как правило, лесного квартала) сетью...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016