Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка, древесина)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2000

Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка, древесина)Аннотация. Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения сборов и учетов численности беспозвоночных животных, а также приборов и оборудования для энтомологических исследований. Приводится общий план организации учебного занятия и методики сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке и на древесине: ручной разбор, использование биоценометра, лов на приманку, ловчими цилиндрами и канавками, способы выгонки беспозвоночных из субстрата и т.д.

Введение

Основные методики изучения беспозвоночных животных связаны, главным образом, с двумя задачами – выявлением закономерностей организации их сообществ («научная» задача) и коллекционными сборами («прикладная» задача). Во многом, эти методики схожи и взаимно пересекаются. Связано это, в первую очередь, с необходимостью отлова животных в обоих случаях.

В последнее время идея коллекционирования беспозвоночных, особенно насекомых, ставится под сомнение в связи с проблемами охраны природы. Особенно это относится к коллекционированию бабочек многочисленными любителями природы, многие из которых – дети. Наилучший вариант «замещения» коллекционирования беспозвоночных – изучение их популяций с использованием научных методик прижизненного изучения.

Изучение видового богатства и численности животных - один из основных вопросов экологических исследований. Численность - важнейшая характеристика вида в конкретном сообществе и на ее основе можно анализировать целый ряд других экологических показателей, в частности - временное и пространственное разнообразие фаун, уровень которых часто считается показателем лучшего или худшего состояния экосистемы.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является изучение основных характеристик населения беспозвоночных животных в различных средах их обитания.

Данное занятие является первой частью работы по изучению беспозвоночных – в ней речь пойдет об изучении подстилки и древесины. Во второй части (занятие № 4, летний сезон) будут изучены животные травяного яруса и древесных крон, а также летающие насекомые. Беспозвоночные животные, обитающие в водной среде, изучаются на специальном занятии данной серии («Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния» - занятие № 7, летний сезон).

Некоторые этические правила проведения исследований

Неотъемлемой частью любых зоологических исследований является определение видов. При этом в случае с беспозвоночными животными, точно идентифицировать живой материал часто бывает затруднительно в связи с тем, что в большинстве случаев бывает необходимым анализировать мелкие подвижные структуры насекомых (количество члеников и волосков, особенности строения гениталий, форму чешуек и расположение жилок на крыльях и т.д.).

К сожалению, при проведении серьезных научных исследований, животных усыпляют или умерщвляют. Более того, для опознания вида важным является осуществление серийных сборов (по несколько экземпляров каждого таксона или пола), в связи с тем, что даже самые основные диагностические признаки подвержены значительной изменчивости. Серийные сборы необходимы также и при выполнении целого ряда специфических экологических работ: изучении динамики численности и плотности населения насекомых, влияния факторов среды обитания на морфологические особенности строения особей, при оценке биотопического или субстратного разнообразия видов и т.д.

Вместе с тем, в соответствии с законом Российской Федерации "Об охране и рациональном использовании животного мира" (статья 42) сбор и "пополнение зоологических коллекций, находящихся в личной собственности граждан ... запрещается, за исключением коллекций, состоящих из трофеев охоты, рыболовства...".

Таким образом, все собираемые школьниками зоологические материалы для хранения дома, в кружках или школах попадают под действие этой статьи и считаются незаконными. Изъятие животных из природы разрешено лишь специализированным научно-исследовательским учреждениям и общественным объединениям, способным обеспечить грамотный сбор и хранение зоологических объектов.

В связи с этим, при выполнении учебно-исследовательских работ с учащимися следует ограничиваться методами прижизненного изучения беспозвоночных, в идеале – даже без отлова животных...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016