Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: травяной ярус, кроны, воздушная среда)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2001

Изучение лесных беспозвоночных (часть 2: травяной ярус, кроны, воздушная среда)Аннотация. Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения энтомологических исследований, общей структуры учебного занятия, а также описание методик изучения беспозвоночных, обитающих в доступных в летний период средах: в траве, в кронах деревьев и кустарников, а также летающих беспозвоночных. Для каждой группы описаны методики учета численности и оценки плотности населения, а также способы привлечения и отлова.

Введение

Данное исследовательское задание является продолжением работы по изучению беспозвоночных животных, обитающих в различных средах. В первой части данного задания речь шла о методиках сбора и учета животных в лесной подстилке и древесине (занятие № 5, весенний сезон). Беспозвоночные животные, обитающие в водной среде, изучаются на другом специальном занятии данной серии («Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния» - занятие № 7, летний сезон).

На данном учебном занятии школьники познакомятся с методами сбора и учета беспозвоночных травяного яруса, древесных крон и летающих беспозвоночных.

Вводная теоретическая часть занятия, посвященная общим правилам проведения энтомологических исследований и общим положениям о методиках сбора и учета беспозвоночных, изложена в первом методическом пособии по данной теме. Все эти правила и общие положения в равной степени применимы и к данному учебному заданию.

Организация работы

Структура выполнения данного задания аналогична структуре первой части.

Вначале учащихся знакомят с различными типами местообитаний беспозвоночных животных и соответствующими им экологическими группами животных. В лесу такими местообитаниями (условно снизу – вверх) являются: почва, лесная подстилка, травяной ярус, древесина (стволы деревьев и пни), кроны кустарников и деревьев и воздушная среда. В соответствии с этой структурой и строится исследовательская работа, – последовательно изучается каждое из этих местообитаний.

При подготовке к выполнению данного задания следует напомнить школьникам общие правила проведения сборов беспозвоночных животных, а также основные способы и орудия их лова, с которыми учащиеся познакомились при выполнении предыдущего задания.

Подробнее следует остановиться на обсуждении экологических групп беспозвоночных трех вновь изучаемых сред обитания – травяного яруса, древесных крон и воздушной среды, а также способах и орудиях лова животных в этих средах (информация об орудиях и методах сбора содержится в следующих главах данного пособия).

Практическую работу следует начать с учебного занятия по овладению методиками сбора и учета беспозвоночных в траве, кронах и в воздухе. На данном вводном полевом занятии вся группа работает совместно и во главе с преподавателем проводит «показательные» учеты каждой из методик в каком-либо одном, типичном биотопе в ближайших окрестностях школы или учебного центра. Методики учетов в каждой из исследуемых сред изложены ниже в соответствующих главах.

Основную часть исследовательской работы организуют следующим образом. Группу учащихся разбивают на рабочие бригады по 2-3 человека и каждой группе дают задание – обследовать разные биотопы в районе проведения работ.

В типичном случае средней полосы при изучении травяного яруса это могут быть несколько видов лугов: пойменный, суходольный (на водораздельных участках), поляны в лесу, сельскохозяйственные угодья.

При изучении крон это могут быть кроны различных видов деревьев и кустарников, или же кроны какого-либо одного вида растения, произрастающего в различных растительных сообществах - биотопах.

Что касается воздушной среды, то разнообразие местообитаний летающих насекомых здесь очень велико: можно сравнивать между собой леса и открытые биотопы, естественные и урбанизированные ландшафты, районы в разной степени удаленные от водоемов и т.д. Что касается методик отлова и учета летающих беспозвоночных, то в рамках данного учебного занятия можно ограничиться двумя основными и наиболее простыми методиками: относительным маршрутным (визуальным) учетом дневных бабочек и ночным учетом на световую ловушку (см. ниже). Остальные методики лова летающих беспозвоночных могут использоваться по...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016