Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение видового состава и численности амфибий

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2002

Изучение видового состава и численности амфибийАннотация. В данном пособии приведена методика организации исследования численности и возрастной структуры популяций амфибий в весенне-летний период. Описана схема выбора местообитаний для исследования, техника проведения маршрутного учета лягушек, техника простейших измерений и анализа возрастной структуры популяций лягушек на основе их размерных классов. Предложена схема анализа плотности населения разных возрастных групп лягушек в различных биотопах.

Введение

В истории и культуре человечества амфибии, также как и рептилии, всегда вызывали у людей чувство настороженного интереса и некоторого суеверного страха. В сказках и легендах многих народов мира, они являлись прототипами темных сил, зла и опасности. Несмотря на все эти предрассудки, амфибии – чрезвычайно нежные, интересные и необычные животные.

Амфибии - это первый, наиболее примитивный класс наземных позвоночных животных. Их рыбообразные предки появились на Земле еще в девонском периоде (около 350 миллионов лет назад). Несмотря на долгую эволюцию, амфибии сохранили ряд примитивных, доставшихся от предков черт.

Большинство современных амфибий (а они делятся на три отряда – Безногие, Apoda, Хвостатые, Caudata и Бесхвостые, Anura – всего 4500 видов) тесно связаны в своем жизненном цикле с водой. Они откладывают в воду икру (яйца), здесь происходит развитие зародышей и личинок. Сами же взрослые амфибии (большинство видов) значительную часть своей жизни проводят на суше. Такая «двойная» жизнь, т.е. обитание в двух средах – в воде и на суше, отражена в русском и латинском названиях этих животных (Класс Земноводные, Amphibia). В отличие от других позвоночных, кожа амфибий лишена чешуй, перьев и волос; благодаря многочисленным железам она часто влажная на ощупь.

В северных и умеренных климатических зонах Земли разнообразие амфибий невелико (большинство из них обитает в тропических широтах). Так, для большей части территории России число видов, обитающих в конкретной местности, не превышает пяти-восьми. Связано это с «пойкилотермностью» амфибий, т.е. непостоянством температуры их тела и ее зависимостью от температуры окружающей среды. Холодный климат умеренных и северных широт не позволяет существовать здесь большому числу видов амфибий. Тем интереснее их изучение в суровых, почти непригодных для существования пойкилотермных животных условиях. С другой стороны, небольшое видовое разнообразие амфибий облегчает работу по их изучению с учебными целями. Кроме того, эти животные не так подвижны и осторожны, как другие позвоночные и их нетрудно поймать, рассмотреть с близкого расстояния, измерить, взвесить и т.д. Все это положительно влияет на возможности их прижизненного изучения со школьниками.

Целью данной исследовательской работы является проведение количественного учета амфибий в окрестностях школы или экологического центра, с отловом амфибий и проведением анализа размерно-возрастной структуры их популяций в разных биотопах окружающей местности. Наиболее благоприятный период для проведения данной работы – конец весны – начало лета, т.е. период их наибольшей активности – размножения и миграций.

В качестве разновидности данной темы можно предложить проведение учетов численности мигрирующих жаб.

Обычно, миграции жаб происходят в местах, где есть несколько изолированных друг от друга водоемов, например, лесных озер, расположенных на расстоянии в несколько километров друг от друга.

Если местность лесистая и внутри лесных массивов имеются дороги, учет мигрирующих жаб можно проводить по этим дорогам. Идеальным вариантом можно считать малоиспользуемые лесные грунтовые дороги без глубоких колей, проходящие поперек направления между озерами. По этим дорогам вечером перед заходом солнца проводят учет - медленно двигаются по дороге глядя перед собой и под ноги. Встреченных жаб подсчитывают и проводят расчет их относительной численности на единицу длины дороги.

Проводя такой учет в разное время суток и в разные дни можно установить закономерности суточной и сезонной динамики миграций.

Для проведения работы понадобятся емкости для отлова лягушек (ведра), линейки (штангенциркули) для измерений, лабораторные весы, полевые дневники и калькуляторы.

Подготовка к проведению работы

На подготовительном этапе школьников следует ознакомить с ожидаемым набором видов амфибий данной местности и предполагаемыми методами работы. Для этого следует составить список видов амфибий своей местности, пользуясь имеющимися атласами, пособиями и определителями, а также вспомнить общие правила проведения маршрутных количественных учетов на предыдущих занятиях данной серии (учеты грибов – занятие №6, учет птиц – занятие № 7, осенний сезон).

Поскольку целью работы является изучение видового состава, численности и возрастной структуры популяций амфибий в различных биотопах, начать ее следует с составления списка обследуемых биотопов – также как это делается во всех работах данной серии...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016