Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение суточной активности пения птиц

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2002

Изучение суточной активности пения птицАннотация. Данное пособие посвящено описанию простейшей методики учета птиц по голосам самцов. Сутью задания является регулярное (через каждые 2-3 часа в течение всего светлого времени суток) проведение учета на постоянном маршруте с регистрацией всех поющих самцов и последующим расчетом суточной динамики их голосовой активности. Приводится общая схема построения исследования, включая выбор и заложение маршрута для учета, технику учета птиц и способы оформления результатов.

Введение

Учеты птиц являются одной из популярнейших тем самостоятельных исследовательских работ школьников в природе, особенно в весенне-летний сезон. В любом географическом регионе и в любом биотопе в этот период можно встретить поющих птиц. В это время года птиц удобнее всего подсчитать, так как большинство из них держится на постоянных территориях, что связано с гнездованием.

С гнездованием также связано и само пение птиц. Напомним, что пение характерно только для самцов, которые исполняя характерную для своего вида песню, обозначают занятую гнездовую территорию, а также, на начальном этапе гнездования, привлекают самку к размножению. Наличие на том или ином участке поющего самца не означает автоматически наличие здесь гнезда. У многих видов часть самцов в течение всего лета может оставаться холостой. В то же время, у других видов (или у тех же видов в других условиях, например при другой численности или в другой части ареала), один самец может иметь несколько самок (и, соответственно, несколько гнезд) на своей территории. Следует также иметь в виду, что наличие самки и гнезда (с яйцами или птенцами) не исключает пения самца: он продолжает обозначать свою территорию до конца гнездового сезона, т.е. до момента вылета птенцов из гнезда.

Пение птиц не следует путать с другими голосами, издаваемыми птицами. Это могут быть позывки (сигнализация присутствия), сигналы опасности, иные сигналы межполового и родительского общения.

Для проведения учетов численности птиц в гнездовой период с целью выявления плотности их населения необходимо множество навыков. Нужно уметь определять птиц по внешнему виду и голосам, а также владеть техникой учета, т.е. уметь измерять пройденные расстояния, определять ширину учетной полосы или расстояния до птиц, наконец нужно уметь описывать биотопы, в которых проводится учет. Все эти навыки требуют отработки в течение довольно продолжительного времени.

На одном из осенних занятий данной серии при выполнении исследовательской работы уже была использована методика маршрутного учета птиц (занятие №7). Осенний учет был несложным в части определения птиц, в связи с относительно небольшим видовым разнообразием. Однако в части техники проведения учета он был достаточно полноценным, что может помочь при проведении учета на текущем занятии.

На следующем весеннем занятии (занятие №9) задача еще более усложнится – будет предложено проведение учетов по поющим самцам различными методиками, в том числе со всеми вышеназванными технологиями учета.

Таким образом, данное занятие расширяет навыки, полученные на осеннем занятии и готовит учащихся к выполнению следующего задания.

Сутью данного исследования является многократный в течение дня учет поющих самцов разных видов птиц на постоянном относительно коротком маршруте в окрестностях школы или экологического центра. Ни состав растительности вдоль линии маршрута, ни его протяженность, ни погодные условия, ни даже квалификация учетчиков при проведении данного исследования, принципиального, т.е. решающего, значения не имеют. Важно, чтобы учеты проводились на строго постоянном маршруте и одними и теми же учетчиками.

Для проведения учетов никакого специального оборудования, кроме биноклей, не требуется. Нужны лишь полевой дневник и знание голосов птиц (возможно использование определителя).

Подготовительный этап

Учет птиц, проводимый на данном занятии, технологически похож на «пройденный» ранее маршрутный учет (занятие №7, осенний сезон).

Его отличия от осеннего таковы:

1) Учет на данном учебном занятии проводится только по поющим самцам, поэтому нужно знать только песни основных видов птиц своей местности, а не все голоса всех видов птиц (что значительно сложнее). Поскольку в задачи данного исследования не входит изучение всего птичьего населения Вашей местности, достаточно выучить основные поющие в данный период времени виды (обычно в средней полосе это в пределах 10 видов).

2) Поскольку расчет плотности населения птиц в задачи данного занятия не входит, учет проводится без измерения дальностей обнаружения (напомним, что осенью техника учета включала в себя не только определение видов птиц и подсчет их числа, но и определение расстояний до птиц в момент обнаружения). Это также облегчает проведение учета.

Тем не менее, учет птиц в гнездовой период достаточно сложен. Наибольшую трудность для начинающих исследователей представляет определение птиц по голосам. Поэтому подготовку учетчиков для этой работы следует начинать заранее. Можно порекомендовать обучать школьников голосам птиц в течение всей весны – на любых экскурсиях, прогулках в лес, в походах и т.п., таким образом, чтобы к моменту выполнения...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016