Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение территориального поведения синичьих стай
(Методы наблюдений за территориальным поведением синичьих стай)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2001

Методы наблюдений за территориальным поведением синичьих стайАннотация. В данном пособии приведена простейшая методика наблюдений за территориальным поведением птиц, входящих в синичьи стаи во внегнездовой период года (осенью и зимой). Сутью методики является слежение за перемещением стайки по лесу, с нанесением на карту маршрута ее движения и скорости перемещения. На основании этих данных определяется «кормовая территория» стаи. Методика применима в лесной зоне где обитает хотя бы один вид из тех, что образуют синичьи стаи.

Введение

Изучение внегнездовой биологии птиц, образующих в лесной зоне смешанные синичьи стайки, является одной из наиболее излюбленных и популярных тем самостоятельной исследовательской работы юных зоологов.

В состав смешанных синичьих стай в лесной зоне России потенциально входят 10-15 видов мелких лесных птиц. Это, во-первых, собственно синицы: 1) пухляк, 2) большая синица, 3) лазоревка, 4) хохлатая синица, 5) московка. На севере лесной зоны в состав стай входит также сероголовая гаичка, на юге и западе в широколиственных лесах - черноголовая гаичка. Кроме этих основных видов, в состав смешанных стай входят также виды, не относящиеся к семейству синиц, но являющиеся «полноправными» членами синичьих стай: 6) желтоголовый королек, 7) ополовник (длиннохвостая синица), 8) пищуха, и 9) поползень. Кроме этих видов в состав смешанных стай входят также «сопутствующие» виды: 10) большой пестрый дятел и 11) малый пестрый дятел и, иногда - трехпалый дятел. Дятлы, как правило, входят в состав синичьих стаек на короткие промежутки времени - когда стайка, кочуя по лесу, «проходит» через территорию обитания дятла.

С различных точек зрения изучение биологии синичьих стай является очень «выигрышной» темой самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников.

Во-первых, для проведения данных исследований досконального знания всех зимующих птиц (как, например, при проведении учетов численности) не требуется - определять приходится от 2 до 6 видов, хорошо различимых при длительном наблюдении.

Во-вторых, техника самих наблюдений очень проста и не требует столь большого внимания и практических навыков, как при проведении учетов.

В-третьих, наблюдения за синичьими стайками хорошо тренируют внимание, учат «высматривать» птиц в природе.

В-четвертых - при проведении данного исследования учащиеся имеют возможность «близко познакомиться» с изучаемыми видами, т.к. часто при длительном наблюдении птицы привыкают к человеку и начинают подпускать на близкое расстояние (до 1 метра).

В-пятых, при изучении маршрута движения стайки по лесу учащиеся одновременно учатся работать с картой, определять расстояния на местности, ориентироваться.

Наконец, при наблюдениях за синичьими стайками используется врожденный «охотничий азарт» человека, и, в особенности, детей.

Все это позволяет использовать для работы с детьми в природе простейшую методику картирования территориальных перемещений стай в лесу. Задачей данного учебного задания является обозначение на местности участка обитания (территории) синичьей стайки и изучение особенностей поведения стай, как целостных образований.

Для проведения работы понадобится карта местности, на которой будут проводиться наблюдения, компас и бинокли.

Общие положения

Период исследований

Наблюдения за биологией птиц, входящих в смешанные синичьи стайки, возможны в течение большей части года - с июля по март-апрель. Из потенциального периода наблюдений выпадает лишь короткий гнездовой сезон - в это время стаи распадаются, т.к. птицы держатся парами. Но с вылетом молодых в конце сезона размножения наблюдения становятся возможными вновь.

Идеальное время для организации наблюдений за территориальным поведением стай - поздняя осень и зима (ноябрь-февраль). В это время птицы держатся в постоянных по составу группах и, что очень важно, - на постоянных территориях, размер которых в средней полосе зависит от типа леса и варьирует от 5 до 50 гектар. Поэтому наблюдения за ними в этот период не столь трудоемки, как летом или ранней осенью, когда птицы широко кочуют и сам процесс наблюдения за стайкой (ее «тропление») может оказаться физически трудным - птицы движутся по лесу с неравномерной скоростью (то замедляя, то ускоряя свой ход). Кроме того, ранней осенью...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016