Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стай

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1996

Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стайДанная тема является «универсальной», т.е. может изучаться во все периоды года (кроме гнездового), но, также как и тема по изучению территориального поведения стай, наиболее «выигрышна» именно осенью. В это время птицы уже сформировали более или менее устойчивые смешанные стаи, широко кочуют по лесу, численность птиц в стаях высока, а погода позволяет проводить длительные наблюдения и вести записи. Зимой птиц меньше, но, главное, холодно, и вести длительные записи в полевом дневнике невозможно.

Целью данного исследования является описание мест сбора корма разными видами птиц, входящими в смешанные синичьи стаи. При этом, чем больше видов удастся пронаблюдать, тем интереснее окажутся результаты сравнения.

В состав смешанных синичьих стай в средней полосе лесной зоны входят 10-15 видов:

А - собственно синицы - 1) пухляк, 2) большая синица, 3) лазоревка, 4) хохлатая синица, 5) московка, на севере лесной зоны - сероголовая гаичка, на юге и западе в широколиственных лесах - черноголовая гаичка;

Б - виды, не относящиеся к семейству синиц, но являющиеся «полноправными» членами синичьих стай: 6) желтоголовый королек, 7) ополовник (длиннохвостая синица), 8) пищуха, 9) поползень.

Кроме этих (основных) видов синичьих стай в их состав входят также «сопутствующие» виды: 10) большой пестрый дятел и 11) малый пестрый дятел (иногда - трехпалый дятел). Дятлы, как правило, входят в состав синичьих стаек на короткие промежутки времени - когда стайка, кочуя по лесу, «проходит» через территорию обитания дятла.

Теоретически, каждый из видов птиц, входящих в смешанные синичьи стаи, имеет определенную «зону предпочтения» во всем физическом объеме леса. Этот очень интересный факт свидетельствует о длительной совместной эволюции нескольких видов в условиях конкуренции за пищу. Для того, чтобы проследить эти различия в полном объеме требуется очень большой статистический материал (тысячи регистраций, т.е. несколько десятков часов наблюдений), однако в учебных целях достаточно ограничиться гораздо меньшим объемом данных.

Технология наблюдений за кормовым поведением птиц такова.

Найдя смешанную синичью стайку (желательно, чтобы в ней было как можно больше видов) начинают наблюдать за перемещением птиц по ветвям, при каждом перемещении занося данные о местоположении птиц в специальную таблицу (см. ниже).

Графы бланка отражают три основных «измерения» лесного пространства (физического объема леса) по которым происходит основное разделение видов - древесные породы, высотные зоны и части крон. В приведенном выше «стандартном» бланке предусмотрено наличие трех основных древесных пород - ели, сосны и березы, расположенных в 5 высотных зонах. Т.е. «стандартный» бланк рассчитан на его «полное» использование в смешанном высокорослом лесу. В нижней части бланка оставлено пространство для вписывания туда других древесных пород, в случае, если они есть в лесу. В то же время, при использовании данного бланка в лесу, где какой-либо из предусмотренных в стандартном бланке пород нет - отсутствующие породы можно вычеркнуть, или заменить на имеющиеся. То же самое относится и к высотным зонам - отсутствующие высотные зоны из бланка вычеркиваются (например, в низкорослом лесу).

Что касается частей крон, то они стандартны для любого лесного биотопа и не нуждаются в корректировке.

Перед началом собственно орнитологических наблюдений следует провести простейшее геоботаническое описание леса, в котором оно будет проводиться. Геоботаническое описание для целей данного...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016