Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2004

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животныхДанная тема позволяет учащимся развивать наблюдательность, приучает «видеть» мелкие, на первый взгляд незаметные и несущественные детали жизни живой природы. Дети обычно с большим интересом изучают данную тему, так как в отличие от большинства других тем она не требует длительной концентрации внимания и больших знаний и навыков. В данной теме хорошо проявляется интерес детей к «розыскной» деятельности - она напоминает игру в «сыщиков» и «следопытов».

Наилучшее время для изучения следов жизнедеятельности животных - зима. Однако и в другие сезоны года, например весной и летом, также возможно найти объекты для проведения самостоятельной исследовательской работы.

В отличие от других зоологических исследований изучение следов жизнедеятельности вполне может сопровождаться сбором и коллекционированием объектов исследования. Это одно из больших преимуществ данной темы.

По данной теме возможно выполнение четырех небольших исследовательских работ. Их выполнение в рамках полевого практикума «Эколог-исследователь» может быть поручено одновременно нескольким небольшим рабочим группам (бригадам) по 2 человека.

1) Составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности

Данная исследовательская работа очень проста в выполнении. Для проведения исследования необходимо тщательно обследовать окрестности учебного центра, стараясь обнаружить как можно больше разнообразных следов присутствия животных. Понятие «следы жизнедеятельности» включает в себя не только (а осенью - не столько) отпечатки животных на земле, сколько различные предметы и следы, оставленные дикими животными в процессе охоты, кормежки, ночевки и т.п.

Набор следов жизнедеятельности животных достаточно ограничен и существенно зависит от биотопов и общего характера окружающей местности.

В лесной полосе в осенний период это могут быть: погрызы, т.е. погрызенные части растений (бобра, зайцев, копытных), норы (лисы, барсука), кротовины, тропы (чаще всего - кабаньи), остатки добычи (лисы, хищных птиц и сов), погадки (хищных птиц и сов), помет (осенью редко удается найти), развороченные муравейники (кабаном, зеленым дятлом), «лежки» млекопитающих (кабана, лося).

Учащиеся, выполняющие данную исследовательскую работу, должны медленно двигаться произвольным маршрутом по наименее посещаемой людьми местности в районе проведения практики - обязательно вне дорог и троп. При этом важно стремиться не к максимальной длине маршрута, а к медленному и внимательному передвижению (как при сборе грибов). Наиболее внимательно следует осматривать «выдающиеся» на местности объекты - большие или отдельно стоящие деревья, пни, валуны и т.п. - на них или под ними часто можно встретить следы кормежки хищных птиц, сов и белок, погадки. Успешными могут быть поиски следов по берегам водоемов - узких лесных речек и ручьев, маленьких болот и озер в лесу и т.п. Здесь можно встретить не только отпечатки лап, хвостов и крыльев на грунте, но и следы охоты и кормежки хищных млекопитающих (лисы, норки, выдры), бобра, ондатры.

В целом, дать какие-либо конкретные рекомендации о том, где и что надо разыскивать, очень трудно. Установкой при выдаче задания учащимся должно быть - найти как можно больше разнообразных следов пребывания животных, зарисовать или принести обнаруженные объекты.

Важным этапом при выполнении задания должно быть правильное ведение записей.

При обнаружении какого-либо объекта на местности учащиеся должны: 1) нанести место...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016