Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1999

Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местностьАннотация. В данном методическом пособии приводится методика количественной оценки антропогенных воздействий на местность, разработанная на основе объединения «частных» методик описания нарушений основных составляющих ландшафта - рельефа, растительности, почв. Методической основой данного исследования является маршрутный учет, во время которого различными способами учитываются антропогенные воздействия различного типа.

Введение

При проведении комплексных экологических экспедиций, практикумов, экологических лагерей юные экологи и их руководители зачастую сталкиваются с проблемой оценки общего уровня антропогенных воздействий на окружающую природную среду. И если оценка «глобальных» антропогенных воздействий слишком комплексна и сложна для школьников, то оценить непосредственный, «бытовой» уровень нагрузки на местность, вполне возможно.

Большинство методик, применяемых для решения этой проблемы, оценивают эти воздействия на качественном уровне, а потому носят субъективный характер. Единственно правильно и объективно оценить воздействие антропогенного фактора может только количественный учет.

В данном методическом пособии приведена простейшая методика проведения комплексного маршрутного учета антропогенных воздействий на местность.

Данное учебное задание и сама методика исследования рассчитаны, в основном, на проведение работы в лесной зоне - в окрестностях города, в лесопарке, больших городских парках силами группы учащихся. В маленьких лесных массивах площадью менее 1/2 квадратного километра данная методика непригодна и ее следует заменить картированием объектов антропогенного воздействия.

Выполнение данной работы вполне под силу группе школьников, не имеющих навыков сложной исследовательской работы в природе. Для проведения данной работы не требуется знания видов животных или растений (за исключением основных видов деревьев и кустарников). При выполнении данной работы требуется лишь организация слаженной работы группы на учете.

Методика маршрутного учета

Общие положения

Маршрутный учет антропогенных воздействий (АВ) проводится с целью выявления локальных форм АВ на местность, которые не могут быть выявлены и описаны по данным картографических материалов. В первую очередь это относится к антропогенным нарушениям микрорельефа, почв, растительности и животного мира. Попутно с учетом собственно антропогенных воздействий проводится учет некоторых важнейших экологических условий местности - основных типов растительных сообществ, как основы изучаемого ландшафта.

Проведение маршрутного учета позволяет получить количественные данные об антропогенной нагрузке на местность, которые могут быть сравнены с аналогичными данными, полученными на других территориях и в других регионах.

Для составления полноценной характеристики АВ на выбранной местности рекомендуется заложение учетного маршрута, проходящего через типичные местообитания в пределах выбранной территории.

Учет проводится методом «случайного» маршрута, т.е. строго по прямой линии (без дорог) с использованием компаса. Маршрут может быть как прямолинейным, так и замкнутым (прямоугольным или треугольным, но не круглым) с возвращением в точку старта.

При определении протяженности маршрута следует иметь в виду, что чем она больше, тем достовернее получаемые результаты. Исходя из этого, протяженность учета должна быть не менее 2-4 км.

Перечень объектов маршрутного учета антропогенных воздействий и экологических условий местности

Для облегчения ведения учета все объекты антропогенного воздействия сгруппированы в три типа: 1) «измеряемые» объекты - т.е. имеющие различные размеры, 2) «неизмеряемые» объекты - т.е. имеющие «стандартные размеры», и 3) «точечные» объекты, также, как правило, имеющие стандартные размеры.

К категории «измеряемых» объектов относятся:

  • а) антропогенные формы микрорельефа: мелиоративные канавы, ямы, рвы, промоины и овраги искусственного происхождения, насыпи, валы, бугры, террасы на склонах и т.п.;
  • б) антропогенные нарушения почв и травянистой растительности - обширные участки повреждений от тяжелой техники, шоссе и грунтовые дороги, тропы, ямы, рытвины, свалки мусора, прогоны скота, обширные вытоптанные площадки;
  • в) искусственные водоемы и водотоки - пруды, заболоченные участки, мелиоративные и другие каналы, водоотводы;
  • г) антропогенные нарушения древесной растительности - лесные просеки (любого происхождения - под линиями...

Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016