Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Программа организации и ведения фенологических наблюдений

© С.А.Яновский
© «Экосистема», 1996

Программа организации и ведения фенологических наблюденийАннотация. Данное пособие содержит программу по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений, включающих регистрацию гидрометеорологических явлений и сезонных явлений в жизни наиболее обычных видов растений и животных. Каждый из разделов программы состоит из нескольких таблиц, в которые следует заносить основные хронологические этапы сезонного развития природы и пояснения по ведению наблюдений за отдельными объектами. Бланки всех таблиц приведены в конце пособия.

Общие указания

Наблюдения за сроками наступления сезонных явлений природы по предлагаемой программе доступны каждому, кто знаком с самыми обычными растениями и животными местной природы.

Вести фенологические наблюдения можно везде. Поэтому каждый, кто любит природу и интересуется законами её сезонного развития, независимо от его места жительства и рода занятий, может стать фенологом и своими наблюдениями участвовать в большом и важном деле изучения природы родного края.

Организацию фенологических наблюдений следует начинать с ознакомления с окружающей местностью и выбора удобного для частого посещения участка или маршрута наблюдений. На таком участке (маршруте) должны быть представлены по возможности полнорастительные объекты.

По своему положению, рельефу и составу растительности участок (маршрут) должен быть типичным для данной местности.

Выбранный в качестве постоянного, участок (маршрут) фенологических наблюдений считается долгодействующим фенологическим пунктом и включается в общую сеть пунктов фенологических наблюдений. Основным документом, характеризующим такой пункт, своего рода его паспортом должно быть подробное его описание. Необходимо иметь в виду, что без точных сведений о пункте наблюдений сами по себе наблюдения во многом утрачивают свою ценность, так как их бывает трудно привязать к конкретной местности. Кто уже следил за сезонным развитием природы, легко мог убедиться, что на разных, даже близко расположенных участках одни и те же сезонные явления могут наступать в различные сроки.

Главное, что требуется от фенологических наблюдений, состоит в точном определении даты (дня) наступления того или иного явления. Точность этого во многом зависит от того, как часто проводится наблюдение.

Весной, когда оживление природы идет быстро и когда сезонные явления сменяют друг друга в очень сжатые сроки, рекомендуется проводить наблюдения ежедневно, чтобы не ошибиться в дате их наступления. Летом и осенью, с их более медленными темпами развития, можно выходить на наблюдения раз в 2-3 дня.

Но не все и не всегда могут проводить наблюдения с такой частотой. Это не должно служить препятствием для ведения фенонаблюдений или причиной их прекращения. Если нет возможности наблюдать каждый день, точность определения даты наступления явлений может быть повышена, если отмечается день последнего выхода на наблюдения, когда данное явление еще не было обнаружено. Специально для этого в дневнике наблюдения должна быть предусмотрена графа “Последняя дата, когда явление ещё не наблюдалось”.

Значение этой графы станет понятным из следующего примера: допустим, при выходе на наблюдение 24 марта сокодвижения у березы не отмечалось, а в следующий выход - 30 марта - оно наблюдалось. Считать, что сокодвижение началось 24 марта нельзя, так как оно могло начаться в любой день между 24 и 30 марта, когда наблюдения не проводились. В данном случае наименьшая ошибка будет допущена, если за более вероятную дату начала сокодвижения примем промежуточную дату между 24 и 30 марта, т.е. 27. Разумеется, чем меньше будет перерыв между посещениями участка наблюдений, тем точнее можно установить дату наступления явления.

В дневник наблюдений следует заносить не только наблюдения за явлениями, предусмотренные программой, но и наблюдения за другими явлениями в живой и неживой природе, привлекающими внимание: сильные и поздневесенние снегопады, резкие похолодания весной, летние заморозки и повреждения растений морозом, необычайно обильные дожди, бури, град, наводнения и др.

Записи в дневнике должны быть чёткими и достаточно полными, чтобы не только в текущем году, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и однозначно понять. Важно это потому, что фенологу, изучающему...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016