Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикума

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2004

Ведение записей в природе. Тетрадь полевого практикумаВажной составной частью любых учебных занятий в природе является первичное фиксирование наблюдаемых фактов. Это касается как краткосрочных полевых экскурсий, так и многодневных походов, экспедиций и практикумов. Именно поэтому правильному ведению полевого дневника, в нашем случае – тетради полевого практикума, нужно уделять особое внимание.

Правилам ведения простейшего полевого дневника посвящено немало литературы (например: Харитонов Н.П. Как записывать наблюдения? Методические рекомендации. – М.: изд-во МГДТиЮ. 1997. 13 с). В этом нет ничего сложного.

Напомним основные правила:

- все наблюдаемые в природе события надо записывать - в той или иной форме, ибо со временем они стираются из памяти;

- записи надо делать в тот же день, когда были сделаны наблюдения, а желательно – прямо на месте, т.е. в природе;

- для полевого дневника лучше всего подойдет блокнот с клетчатой бумагой и в твердой обложке;

- дневник должен быть надписан, т.е. на первой странице указаны координаты владельца (ФИО, адрес и телефон), что может помочь при его утере;

- записи в полевом дневнике делают на одной стороне листа (например, на правой) - это спасет записи от размывания при намокании и даст возможность в случае необходимости дописывать комментарии и делать рисунки;

- писать в полевом дневнике надо только карандашом, чернила расплываются при намокании, а шариковые ручки на морозе или на мокрой бумаге не пишут;

- перед началом любых записей следует указать место и время наблюдений, а также описать погоду;

- записи следует делать по возможности четким, разборчивым подчерком, чтобы по прошествии времени сам «хозяин» записей, или другой человек, смогли прочитать написанное;

Применительно к школьным экологическим практикумам можно добавить следующее. Поскольку объем первичного материала при проведении даже самых простейших натурных исследований в рамках программы достаточно велик, в качестве полевого дневника можно порекомендовать общие тетради объемом 24 или даже 48 листов в клеточку. Писать в них также желательно карандашом на одной стороне листа (на правой). Помимо общих тетрадей школьники, выезжающие на практикум, должны иметь при себе альбомы для рисования и листы белой писчей бумаги формата А4 (или листы клетчатой бумаги из тетрадей большого формата).

Хорошей альтернативой полевому дневнику или общей тетради на полевом практикуме может быть специальная «Тетрадь полевого практикума». В экологическом центре «Экосистема» такая тетрадь (объемом 16 страниц формата А5, образец см. ниже) выдается детям, которые приезжают на практику систематически, т.е. тем школам, у которых полевой практикум включен в учебный план. Поскольку тетрадь тиражируется типографским способом, то ее стоимость (даже при таком небольшом объеме) превышает стоимость простой общей тетради. В связи с этим, рекомендовать такую тетрадь мы можем только тем образовательным учреждениям, у которых проведение таких практикумов поставлено «на поток».

В нашем экологическим центре «Тетрадь» рассчитана на ее использование в течение двух заездов (этапов) программы «Экологический ликбез», т.е. во время двух первых выездов на практику. В рамках программы «Эколог-исследователь» никакой тетради не предусмотрено, да это и нерационально, т.к. дети выполняют различные и очень разнообразные по содержанию и оформлению исследовательские работы.

Наша тетрадь рассчитана на ее заполнение во время занятий по всем четырем предметам программы «Экологический ликбез» - ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. В целях экономии ее объема (и цены, соответственно), в тетради предусмотрено место лишь для минимального...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016