Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Разведение костра (учебно-игровое занятие)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© Составитель А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2004

Разведение костра (учебно-игровое занятие)Аннотация. В данном методическом пособии описывается структура вводного (практического) занятия по подготовке полевого лагеря, в частности – по выбору места для лагеря и костра, по разведению костра и заготовке дров. Приводится техника выбора материала для разведения костра, техника пилки и рубки деревьев, описаны несколько видов костров различного назначения. Занятие по обучению школьников навыкам разведения костра организовано в игровой форме - в виде соревнования.

По данному занятию снят учебно-методический фильм (см. приложение).

Введение

Данное занятие открывает серию занятий по организации исследовательской работы школьников в зимний сезон года. Также как и в другие сезоны года, серию начинает не исследовательская работа, а практическая – в данном случае - посвященная навыкам разведения костра и обустройства бивака в полевых условиях. Вполне возможно, что при проведении дальнейших работ, т.е. при организации экологических исследований школьников во время многодневных походов и экспедиций, навыки, полученные на данном занятии, могут пригодиться.

Общий план организации занятия

Поскольку данное занятие не является исследовательской работой, то организовать его лучше всего в виде похода в лес и игры с элементами соревнования.

Первый этап – учебное занятие, на котором руководитель объясняет детям способы выбора места для костра, технику разжигания костра, рассказывает о способах заготовки дров и видах костров (можно пользоваться данным пособием и учебным видеофильмом).

Второй этап - соревнование по разжиганию костра. Для этого группу учащихся приводят в лес, желательно на такой его участок, где есть топливо для разжигания костра и для того, чтобы после соревнования можно было разжечь большой костер и всем вместе собраться у него.

Соревнование можно организовать следующим образом: разбить детей на пары, каждой паре выдать, например, по пять спичек и коробку и предложить развести костер. Каждая пара должна будет самостоятельно выбрать место для костра, собрать материал для растопки и разжечь костер до такого состояния, что он уже не потухнет. При этом сделать это нужно как можно быстрее и потратив как можно меньше спичек. Если какая-то группа истратит все свои спички, им выдают следующие пять и так далее, пока костер не загорится. После разведения костров всеми группами все их, кроме одного, следует затушить.

Дальнейшее времяпрепровождение зависит от Ваших желаний, времени и условий. Хорошо, если вокруг есть дрова, а в группе есть мужчины или взрослые мальчики с орудиями труда – пилой и топором. В этом случае можно развести большой костер или даже несколько костров разных типов (см. данное пособие). Если ничего этого нет, можно ограничиться соревнованием по разведению костра.

Отчитаться о выполнении данного задания следует как минимум результатами соревнования (время и спички для каждой группы) и, по возможности, одной-двумя фотографиями наиболее характерных или смешных моментов занятия. При более серьезном подходе можно сфотографировать разные виды костров.

Что такое костер

Данное пособие не является по своей сути пособием по организации исследовательской работы, а в популярной форме и с юмором рассказывает о некоторых правилах организации походной, экспедиционной жизни. В отличие от всех остальных пособий к заданиям данной серии оно почти целиком позаимствовано у мастеров своего дела – заядлых туристов (Г.Я.Рыжавский, Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995). Его автором является бывалый путешественник, мастер спорта в этой области, человек с большим чувством юмора. Мы посчитали, что текст, написанным им про костры, почти полностью соответствует нашим представлениям об этой области походной жизни и включили его в данное пособие почти без изменений.

Если бы объявили конкурс на лучшую туристскую эмблему, такой эмблемой безусловно мог бы стать костер. Более чем что либо – костер !

В одном солидном издании, где собраны все сливки туристской мудрости, сказано категорично и лаконично: «костер – приспособление для согревания туриста, приготовления еды и сушки промокшей одежды». Даже убежденный прагматик, прочтя это определение, не может почувствовать интерес к туризму. Согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома.

Костер – это больше, чем огонь. Это - центр бивака. Костер – это кухня, столовая и гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Но костер – это еще и аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности. Ни одно путешествие, ни один поход в лесистой местности, поросшей хотя бы кустарником, не обходится без костра.

Костер – надежный друг человека - при умелом и «уважительном» обращении с ним; если относиться к нему неосторожно, пренебрежительно - он может стать хищным разбойником. Костер потенциально опасен !

Итак, костер – эмблема, символ. А символ необходимо глубоко уважать !

Место для костра

С чего начинается костер? С места. И если стоянка тесна и неудобна, то костру, как любимому и капризному ребенку, отдают...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016