Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПОЛЕВЫЕ ЦЕНТРЫ FIELD STUDIES COUNCIL


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Полевые центры Field Studies Council

О нашем и британском опыте "полевого" экологического образования
Александр Сергеевич Боголюбов
(кандидат биологических наук, директор экологического центра «Экосистема»)

В последние годы Ассоциация "Экосистема" активно работает с московскими общеобразовательными школами, желающими и имеющими возможность обогатить преподавание естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в средних и старших классах практической (полевой) учебной практикой.
В связи с этим нами разработана и апробирована "Программа организации учебно-исследовательской деятельности школьников 5-10 классов на экологических практикумах". Опыт введения такой программы в курсы общеобразовательных школ накапливался нами исходя из собственных наших представлений о недостатке информации о природе своей собственной Родины в школьных курсах, о невозможности ведения таких предметов как биология, география и экология в отрыве от "реальной", "живой" природы. Над этой проблемой мы и начали активно работать, используя наш Полевой учебный Центр в Подмосковье и приглашая школы к проведению краткосрочных (3-5 дней) экологических практикумов.
Параллельно, в 1996 году  завязав контакты с английской образовательной организацией Field Studies Council ("Совет Полевого Образования"), мы начали знакомиться с опытом организации системы экологического образования Великобритании, отработанной десятилетиями.

В ходе детального общения с нашими британскими коллегами, выяснилось, что внешкольным (внеклассным, или "out-door", т.е. "за дверьми класса/школы") экологическим образованием занимаются три категории учреждений - школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.

Занятия по гидробиологии (Англия)Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице - на кратких (получасовых-часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в "сельских" школах, где детей можно вывести на "природу" за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие "экологические" площадки, фактически - пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми "природоведением" в игровой форме. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках "природоведения".
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят "мини-дендрарии", метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны. Некоторые школы периодически (один - два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

Вторая категория организаций, занимающихся "внешкольным" экологическим образованием - общественные просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существуют специальные отделы, занимающиеся образованием и просвещением детей. Форм вовлечения детей в природоохранную и просветительскую работу здесь, в основном, две.
Во-первых, - это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением влияния торфоразработок на растительность болот и т.д.). Как правило, проблема инициируется самим преподавателем, а группа "кружковцев" помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.
Королевское Общество охраны птиц (Англия)Во-вторых, - это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых "исследовательских" или "прикладных" проектах. Их сутью является выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства - подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д.
Третью и, на наш взгляд, наиболее действенную категорию организаций, занимающихся "внешкольным" экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников средних и старших классов, основанных на использовании "проектного подхода".

Сущность этого подхода и практикумов такова.
Все школьники большинства школ старшей ступени обучаются с использованием так называемого "проектного подхода", при котором каждый учащийся выбирает себе для исполнения какой-либо проект, как правило, - проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности - постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой/дипломной/диссертационной работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. Проектный подход практикуется в качестве дополнения к "классно-урочной" системе обучения по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (научное творчество).
В рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные "учебные" ("полевые") центры на практику. Организацией таких практикумов в Великобритании занимается несколько негосударственных организаций, в частности - Field Studies Council.
Совет Полевого Образования: Полевой Центр Juniper Hall (Англия)Полевые учебные центры представляют собой "пансионаты" на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках "дикой" природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х - 7-и дней.
Собственно "учеба" заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, - от географических особенностей места проведения, и, в-третьих, - от наличия преподавателей той или иной специализации.
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д. При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк - от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности. Основные изучаемые области естественных наук - география, ботаника, зоология, экологический мониторинг.
Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими, как может показаться на первый взгляд. При их проведении основной акцент делается не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосвязями.
Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) - ученые-экологи разных специальностей.

Наш опыт проведения экологических практикумов развивался совершенно самостоятельно и шел своим путем. Тем не менее, оказалось, что мы все делаем точно так же ! За исключением того, что у нас сейчас преобладает все-таки не "экосистемный", а "предметный" подход. На зоологической экскурсии мы уделяем основное внимание животным, на ботанической - растениям и т.д.

И приглашаем присоединяться к нашим группам для ознакомления с британским опытом!


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016