ГЛАВНАЯ >>> МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ПОЛЕВЫЕ ЦЕНТРЫ FIELD STUDIES COUNCIL

Полевые центры Field Studies Council

О нашем и британском опыте "полевого" экологического образования
Александр Сергеевич Боголюбов
(кандидат биологических наук, директор экологического центра «Экосистема»)

В последние годы Ассоциация "Экосистема" активно работает с московскими общеобразовательными школами, желающими и имеющими возможность обогатить преподавание естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в средних и старших классах практической (полевой) учебной практикой.
В связи с этим нами разработана и апробирована "Программа организации учебно-исследовательской деятельности школьников 5-10 классов на экологических практикумах". Опыт введения такой программы в курсы общеобразовательных школ накапливался нами исходя из собственных наших представлений о недостатке информации о природе своей собственной Родины в школьных курсах, о невозможности ведения таких предметов как биология, география и экология в отрыве от "реальной", "живой" природы. Над этой проблемой мы и начали активно работать, используя наш Полевой учебный Центр в Подмосковье и приглашая школы к проведению краткосрочных (3-5 дней) экологических практикумов.
Параллельно, в 1996 году  завязав контакты с английской образовательной организацией Field Studies Council ("Совет Полевого Образования"), мы начали знакомиться с опытом организации системы экологического образования Великобритании, отработанной десятилетиями.

В ходе детального общения с нашими британскими коллегами, выяснилось, что внешкольным (внеклассным, или "out-door", т.е. "за дверьми класса/школы") экологическим образованием занимаются три категории учреждений - школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.

Занятия по гидробиологии (Англия)Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице - на кратких (получасовых-часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в "сельских" школах, где детей можно вывести на "природу" за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие "экологические" площадки, фактически - пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми "природоведением" в игровой форме. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках "природоведения".
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят "мини-дендрарии", метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны. Некоторые школы периодически (один - два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

Вторая категория организаций, занимающихся "внешкольным" экологическим образованием - общественные просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существуют специальные отделы, занимающиеся образованием и просвещением детей. Форм вовлечения детей в природоохранную и просветительскую работу здесь, в основном, две.
Во-первых, - это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением влияния торфоразработок на растительность болот и т.д.). Как правило, проблема инициируется самим преподавателем, а группа "кружковцев" помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.
Королевское Общество охраны птиц (Англия)Во-вторых, - это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых "исследовательских" или "прикладных" проектах. Их сутью является выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства - подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д.
Третью и, на наш взгляд, наиболее действенную категорию организаций, занимающихся "внешкольным" экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников средних и старших классов, основанных на использовании "проектного подхода".

Сущность этого подхода и практикумов такова.
Все школьники большинства школ старшей ступени обучаются с использованием так называемого "проектного подхода", при котором каждый учащийся выбирает себе для исполнения какой-либо проект, как правило, - проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности - постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. Фактически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой/дипломной/диссертационной работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. Проектный подход практикуется в качестве дополнения к "классно-урочной" системе обучения по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (научное творчество).
В рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные "учебные" ("полевые") центры на практику. Организацией таких практикумов в Великобритании занимается несколько негосударственных организаций, в частности - Field Studies Council.
Совет Полевого Образования: Полевой Центр Juniper Hall (Англия)Полевые учебные центры представляют собой "пансионаты" на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках "дикой" природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х - 7-и дней.
Собственно "учеба" заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, - от географических особенностей места проведения, и, в-третьих, - от наличия преподавателей той или иной специализации.
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д. При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк - от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности. Основные изучаемые области естественных наук - география, ботаника, зоология, экологический мониторинг.
Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими, как может показаться на первый взгляд. При их проведении основной акцент делается не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосвязями.
Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) - ученые-экологи разных специальностей.

Наш опыт проведения экологических практикумов развивался совершенно самостоятельно и шел своим путем. Тем не менее, оказалось, что мы все делаем точно так же ! За исключением того, что у нас сейчас преобладает все-таки не "экосистемный", а "предметный" подход. На зоологической экскурсии мы уделяем основное внимание животным, на ботанической - растениям и т.д.

И приглашаем присоединяться к нашим группам для ознакомления с британским опытом!