ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ БЕРЕГОВОЙ ЛАСТОЧКИ

Цель работы — изучение суточной активности ласточек в период гнездования.

Береговая ласточка относится к семейству ласточковых (Hirundinidae), к которому относится 20 родов, включающих 79 видов. 2 вида занесены в Красную книгу МСОП. Большинство видов — жители жарких стран. Особенно разнообразны ласточки в Центральной Африке: например, в Анголе гнездятся 15 видов. Живущие в северных странах — виды перелетные, ласточки, обитающие в теплых краях, ведут оседлый образ жизни.

Представителей этого семейства легко отличить по следующим признакам: клюв короткий и очень широкий, особенно в основании; очень большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь и в то же время изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле и, обыкновенно, вильчатый хвост.

Ласточки — прекрасные летуны и могут развивать скорость до 27,5 м/с; замечательную часть жизни они проводят в воздухе! Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода. Пение ласточек — приятное негромкое щебетанье.

Морфология
Береговая ласточка (Riparia riparia) по форме тела мало чем отличается от других ласточек. Спинная сторона у самки и у самца бурая, брюшная грязно-белая, с широкой серовато-белой поперечной полосой на зобе и груди. И птенцы, и взрослые птицы имеют сходную окраску, полового диморфизма тоже нет. По размерам береговушка меньше других ласточек: ее длина обычно не достигает 140 мм, а масса — 14 г. Хвост вырезан неглубоко. Спутать этот вид ласточек можно только со стрижами, на которых ласточки внешне очень похожи.

Распространение
Гнездится береговая ласточка в Северной Америке, Европе и Азии, избегая лишь крайнего севера этих материков, а также Аравийского полуострова, Индостана и Индокитая. В Африке её гнездовья есть только в Марокко, северных районов Алжира и в Тунисе, а также в долине Нила. Зимуют береговушки в Экваториальной и Южной Америке, на территории Пакистана и Индии, а также в Южном Китае и Индокитае, в тропиках Южной Америки на территории Бразилии, Перу, Боливии и в Африке. Многочисленный вид равнинной части Минусинской котловины. Свои гнёзда устраивают в основном в крутых ярах, но иногда и в других незадернованных обрывах антропогенного происхождения. В горы заходят только по низовьям более крупных рек.

Образ жизни
Держится береговая ласточка по обрывистым берегам различных водоемов, преимущественно рек. Здесь в вертикальных обрывах, в местах с достаточно мягкими грунтами, самец и самка, попеременно сменяясь, когтями роют нору и принимаются за постройку новой. Готовая нора имеет входное отверстие диаметром 5-9 см, глубину чаще около 50 см., но в отдельных случаях и до 1,5 м. Нора расположена горизонтально и заканчивается небольшим расширением — пещеркой, на дне которой и помещается собственно гнездо, сложенное из сухих травинок, с лотком, высланным мягкими, часто довольно крупными перьями и пухом различных водоплавающих птиц.

Питание
Пища ласточек состоит исключительно из летающих насекомых: мух, комаров. Изредка добыча схватывается с травы или со стен домов; в этом случае жертвами ласточек становятся также пауки и гусеницы. Во время охоты эта ласточка часто сопровождает идущего человека, собаку, лошадь и стадо, ловя взлетевших из травы насекомых. Береговые ласточки охотятся стайками в песчаных и глинистых обрывах. Все эти насекомые, увлекаемые токами теплого порыва, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух бывает, насыщен водяными парами и намокших насекомых прибивает к земле, ласточки перемещаются поближе к водоемам. Здесь, пролетая над самой поверхностью воды, они ловят продолжающих летать и в дождливую погоду насекомых: стрекоз, поденок, ручейников, околоводных жуков, бабочек и т.д. Неслучайно, поэтому поведение ласточек издавна служило индикатором погоды.

Размножение
Гнездятся береговушки колониями; нередко встречаются поселения в сотни и тысячи пар. Кладка, бывает у ласточек раз в году, состоит чаще из 4-6 белых яиц. Насиживание, осуществляемое попеременно самкой и самцом, продолжается в среднем 13-15 дней; около 3 недель вылупившиеся птенцы находятся в гнездах, где их кормят родители.

Фенология
В Западной Сибири прилет ласточек отмечается 7-9 мая, полные кладки — в двадцатых числах июня, а вылет птенцов — в конце июля — первых числах августа.

Описание проведенного исследования

Методика исследования

Наблюдение за ласточками проводились в течении 7 дней:
16 июля — с 10.30 до 13.00, с 15.40 до 18.30 и с 21.25 до 21.40;
17 июля — с 7.25 до 11.00 и с 13.00 до 14.05;
18 июля — с 9.30 до 11.00, с 16.40 до 15.00 и с 21.35 до 21.50;
19 июля — с 11.30 до 13.00 и с 20.20 до 21.10;
20 июля — с 6.15 до 7.45, с 10.30 до 13.40, с 16.15 до 18.45 и с 20.30 до 21.20;
21 июля — с 6.20 до 7.40, с 10.00 до 13.00ис 15.00 до 18.00;
22 июля — с 6.30 до 7.45, с 8.10 до 8.50 и с 11.00 до 14.00.

Во время наблюдений я регистрировала ласточек, которые вылетали из гнезд и залетали в гнезда, а затем находила среднее число ласточек в разное время суток.

Описание местообитания
Изучаемая мной колония ласточек обитает на отвесном земляном обрыве, который расположен на склоне отрога горы Кедровый. Этот обрыв находится возле фермы. Высота обрыва составляет примерно 7 м. В колонии насчитывается 45 нор, и они располагаются на высоте выше 6 м от земли.

Результаты исследования
Береговые ласточки вылетали из гнезд за едой и залетали в гнезда, чтобы покормить птенцов. С 19 июля из гнезд стали показываться головы птенцов. Ласточки активны на протяжении всего светлого времени суток. Максимальная активность ласточек отмечена с 17 до 18 часов. В ранние утренние и вечерние часы активность ласточек была низкой. В период с 21 ч. 30 мин и с 6 ч. 30 мин. ласточки находились в своих гнездах.

Я считаю, что высокая активность ласточек в дневные часы объясняется тем, что это время наиболее благоприятна для охоты за летающими насекомыми, которые поднимаются высоко над землей с теплыми потоками воздуха. Число ласточек кружащихся в воздухе было наиболее высоким в жаркие дневные часы.

По моим наблюдениям, рано утром птицы летают над землей и садятся на землю. Когда капал дождь, количество ласточек немного уменьшалось.

Заключение

В результате исследований, была выяснена динамика активности береговой ласточки в период гнездования. В будущем планируется продолжить исследования береговой ласточки.

Литература

1. Брем А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т 2: Птицы. — М.: Терра, 1992. — 352 с.: ил.

2. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П.Шеффель, Б. Шайба. — М.: Мир, 1991. — 263 с., ил.

3. Жизнь животных. В 7 т./Гл. ред. В.Е. Соколов. Т 6. Птицы/Под ред. В.И. Ильичева, А.В. Михеева. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 527 с., 32.илл.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).