ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ЧАЙКИ

Смирнов Артур, Уссурийск, 2002 г.

Чайки — одни из самых известных птиц, потому что они обычно бывают, многочисленны на пляжах, у рек и озёр, где отдыхают люди. Чайки — птицы со сложной социальной организацией. Круглый год они держатся стаями и между особями развилась сложная система коммуникационных связей. Внешне это выражается в крикливости птиц. Крики чаек несут большую информационную нагрузку. Ярким поведением и крикливостью они обращают на себя внимание. Сложна у чаек и система брачных отношений. Она складывается из множества сигналов и поз, различающихся тонкими деталями у разных видов. Многие современные методы изучения поведения птиц были впервые разработаны на чайках.

Повадившись выпрашивать подачки и питаться на помойках, чайки совсем перестали бояться людей. Как уже говорилось, некоторые виды на всех континентах стали гнездиться в городах, где местами по численности соперничают с сизыми голубями.

Размеры чаек очень различны. Есть виды совсем маленькие — с дрозда, другие — с гуся. Оперение большей частью белое, но вех тела обычно темнее — от светло — сизого до черного, голова у многих видов черная или коричневая, концы крыльев черные. Такую окраску имеют только взрослые птицы.

Молодые по окраске сильно отличаются от взрослых. Самки и самцы неотличимы друг от друга. У чаек заметно различаются брачный и зимний наряды.

Крылья длинные и довольно широкие. Ноги нормальной длинны, часто красной, желтой или черной окраски. Передние 3 пальца соединены перепонками, задний палец очень маленький.

Гнездятся обычно колониями занимая самые разные места — плоские песчаные и травянистые острова, крупные камни, обрывистые скалы. Некоторые виды гнездятся на деревьях. Для чаек важно, чтобы их не достали хищные звери.

Почти все виды строят крупные гнёзда, обычно это куча растительной ветоши. В строительстве принимают участие оба члена пары.

В типичной кладке чаек 3 яйца оливкового цвета с бурыми пятнами и точками, сгущенными к тупому концу.

Все чайки — моногамы и заботливые родители. Насиживание яиц от 20-30 дней. Птенцы имеют покровительственную окраску. Они долго сидят в гнезде, если их не тревожить, хотя хорошо бегать птенцы могут уже на второй день жизни. Вспугнутые из гнезда разбегаются, затаиваются и становятся малозаметными. Молодые становятся лётными от 15-45 дней. Как только молодые приобретут способности к полёту они покидают район гнездования и кочуют отдельно от взрослых. Линяют чайки 2 раза в году. Ещё на зимовках бывает неполная линька, а осенью и нередко — полная.

Питаются чайки животной пищей, которую добывают на воде и на суше. Могут поедать саранчовых или проволочников сопровождая трактора на полях. Некоторые кормятся в определённых ситуациях мелкими мышевидными грызунами и даже сусликами. Но в основном чайки питаются у воды. Пищу глотают, присаживаясь на воду или хватая на лету. Могут глотать несоразмерно крупные объекты, так как тонкие плоские ветви нижней челюсти способны широко расходиться в стороны (стрептогнатизм). В ряде случаев питаются отходами различных добывающих промыслов.

Распространены чайки всесветно, кроме самых полярных точек земного шара. Держатся в основном у воды, но встречаются и в глубине пустынь или на высокогорных плато.

Ближайшие родственники чаек считаются кулики, но ископаемые формы, их объединяющие пока не найдены.

Настоящие чайки известны с нижнего миоцена, и уже тогда они были очень близки к современным.

В семействе чаек насчитывается 45 видов, подавляющее большинство из них — 38 видов — относятся к роду Larus. В России встречаются чайки 5 родов и 22 видов, 20 из них — гнездящихся и 17 видов относятся к роду Larus.

Будучи очень живыми и красивыми птицами чайки являются украшением нашей природы.

Чайки распадаются на 4 ясно очерченных семейства: поморниковых (Stercorarriidae), чайковых (Laridae), крачковых (Sternidae) и водорезовых (Rynchopidae). Из 3 семейств в России встречаются, и гнездится 34 вида, ещё 2 — залётные.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).