ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ДРОНТ, ИЛИ ДОДО (RAPHIDAE) — ВЫМЕРШИЙ ГОЛУБЬ

Дронт - вымершая птица отряда ГОЛУБЕОБРАЗНЫХ. К этому отряду относятся также голуби и рябки.
Голубеобразные  — птицы с плотным массивным телом; ноги и шея короткие; крылья длинные и острые, приспособленные к стремительному полету. Оперение густое, плотное; перья с хорошо развитой пуховой частью. Клюв довольно короткий, ноздри прикрыты сверху кожистыми крышечками. Пища почти исключительно растительная и прежде всего семена, реже плоды и ягоды. Все голубеобразные имеют хорошо развитый зоб, служащий как для накопления пищи, так и для ее размягчения; кроме того, голуби выкармливают птенцов «молочком», вырабатываемом в зобу.

Семейство ДРОНТЫ (Raphidae) включало 3 вида вымерших в 17-18 веках птиц, обитавших на Маскаренских о-вах — Маврикий, Родригес и Реюньон (Индийский океан) до открытия их европейцами. Дронты были крупными птицами, размером с индейку и массой около 20 кг, с кургузым туловищем и большой головой, снабженной толстым крючковатым клювом. Ноги дронтов были короткими и сильными, а крылья, наоборот, маленькими. Коротким был и хвост этих птиц, состоявший всего из нескольких перьев, торчавших пучком.

Летать дронты не умели, жили, собирали корм и гнездились на земле. Питались различными плодами, семенами, почками и листьями растений. В кладке дронтов, как правило, было одно белое яйцо, которое самец и самка насиживали в течение 7 недель.

На острове Маврикий, куда европейцы пришли в 1507, обитал маврикийский дронт, или додо (Raphus cucullatus) — птица серого цвета длиной до 1 м. Мореплаватели ловили и ели дронтов, но еще более страшными врагами этих птиц оказались неизменные спутники человека, привезенные на остров. Козы подчистую съедали кустарник, в котором дронты укрывались; собаки и кошки уничтожали старых и молодых птиц, а свиньи и крысы пожирали яйца и птенцов. В результате уже к 1690 году жирный, нелепый и беззащитный голубь додо перестал существовать. В музеях сохранились лишь несколько засушенных лапок, пара голов и множество костей птицы. Уже «посмертно» этот дронт был выбран символом государства Маврикий и стал изображаться на гербе этой страны.

В тропических лесах острова Реюньон обитал другой вид — белый, или бурбонский, дронт (Raphus borbonicus), действительно почти белый, чуть более мелкий, чем додо. Он вымер примерно в середине 18 века. На острове Родригес обитал третий представитель семейства — дронт-отшельник (Pezophaps solitarius), с более изящным телосложением и лучше развитыми крыльями, чем у додо. Окраска его оперения варьировалась от коричневатой до серой или даже почти белой. Еще в 1730 году дронт-отшельник был довольно обычен, но к концу 18 века и этот вид перестал существовать. От него ничего не осталось — в музеях нет ни шкурок, ни яиц этой птицы.

Таким образом, в короткое время были уничтожены все представители уникального птичьего семейства. Казалось бы, в этом печальном рассказе можно поставить точку. Однако в самом конце 20 века британские исследователи поставили перед собой задачу воссоздать маврикийского дронта, надеясь расшифровать сохранившиеся в мумифицированных головах и лапах фрагменты ДНК, синтезировать ее и перенести в ядро яйцеклетки наиболее генетически близкого вида голубей. И, хотя многие фрагменты генетического кода, по-видимому, утрачены, такая попытка может быть сделана.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).