ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

СТРЕКОЗЫ

Отряд ODONATA (стрекозы) насчитывает, в мировой фауне, по различным источникам от 3600 (7) до 4500 (10) видов, в том числе только в средней Европе обитает 80 ви-дов представителей этого отряда. Это самые древние насекомые, в процессе эволюции оставшиеся примитивными. Наиболее древние остатки стрекоз относятся к каменно-угольному периоду, а совсем немногие из них, в частности юрского периода, только внешне похожи на некоторые современные формы.

Cистематическое положение отряда следующеe:
КЛАСС INSECTA
ПОДКЛАСС PTERIGOTA
НАДОТРЯД ODONATOIDEA
ОТРЯД ODONATOPTERA

Стрекозы — средних или крупных размеров (до 13 см длинною) хищные насекомые, характеризующиеся постепенным метаморфозом (5). В своем развитии насекомое проходит три стадии — яйцо, личинка (нимфа), имаго.
Характерен неполный тип превращения.
Имаго со стройным или коренастым телом, c двумя парами сходно устроенных крыльев, имеющих сетчатое жилкование. На голове крупные фасеточные (сложные) глаза, имеются три простых глазка (2). Усики (антенны) короткие щетинковидные состоящие из 4-7 члеников. Ротовой аппарат грызущего типа с сильными мандибулами.

На первой паре крыльев имеется глазок — птеростигма.

Крылья могут быть прозрачные или окрашенные. Ноги бегальные, первая пара предназначена для удерживания добычи. Органы слуха располагаются в усиках, органы звука на основании крыльев.

Личинки типа наяд (имеют трахейные жабры), живут от одного года до трех лет. Линяют в процессе развития до 25 раз. Личинки имеют ротовые органы грызущего типа с сильно вытянутой и коленообразно сгибающейся нижней губой, превращенной в мощный хватательный орган, способный удерживать жертву; ноги сильные ; у представителей подотряда Zygoptara имеются три листовидные хвостовые жабры (5). Размер яйца в зависимости от видовой принадлежности колеблется от 0,5 мм до 2 мм (2,10).

Взрослые стрекозы питаются насекомыми, пойманными на лету. Стрекозы — характерные активные хищники. Каждая особь имеет свою территорию, на которой питается, которую охраняет от своих сородичей и в случае необходимости дерется за нее (2,4,5). По их поведению их можно назвать хищники — дозорники. Cтрекозы поедают комаров, слепней и многих других представителей членистоногих, практически всех насекомых, которых способны поймать и одолеть (2,4,5,7). Нимфы ведут водный образ жизни, обитая главным образом в стоячих водоемах : озерах, прудах и старицах рек.Они не могут плавать, зато ходят по дну среди разлагающихся остатков или растительности. Нимфы также являются хищниками: они ловят водных насекомых, ракообразных, хватая их своей выдвижной губой (маской), снабженной щипами (5). Также питаются личинками комаров и мух.

Яйца откладываются различными способами в воду или в близи воды. Одни виды погружают их в ткани растений или гнилую древесину, другие располагают в виде комков на каких-либо предметах непосредственно под поверхностью воды, третьи откладывают в воду лентами или кольцами, а иногда помещают в мокрую грязь близ уреза воды. Самки многих видов погружаются в воду и смывают яйца с конца брюшка. Другие ползают под водой, откладывая яйца (2,4,6,8).

Во время откладки яиц некоторые самки складывают крылья веерообразно. Самка за жизнь может отложить от 200 до 1600 яиц (3, 4,9,10).Некоторые виды и до несколько десятков тысяч. Cтрекозы могут образовывать миграции.

Нимфы более мелких видов развиваются в течении года.

У крупных видов от двух до четырех лет. Зимовка идет на стадии нимфы. Достигнув полного размера, нимфа выползает из воды и взбирается на стебель растения или какой-нибудь другой предмет выступающий из воды, чтобы перелинять в последний раз. Покровы только что вышедших имаго затвердевают и преобретают окраску сравнительно медленно : многим из них для этого требуется один или два дня (4,5,9).

Женских и мужских особей можно различить по интенсивности окраски: cамцы яркоокрашены, самки же невзрачны. На вершине брюшка самцов имеются парные верхние и непарные нижние выросты — придатки, у самок же только парные верхние. Замечательной особенностью отряда является способ спаривания. В этом заслуга принадлежит самцу: в отличие от других мужских особей насеко-мых, у самца стрекоз имеются вторичные половые органы, которые находятся на втором стерните брюшка — пузыревидный приемник. Само половое отверстие находится на 9 стерните брюшка. Имея такие половые органы, самцу перед спариванием приходиться поступать следующим образом: самец подгибает конец брюшка вперед и переносит сперматозоиды в пузыревидный приемник. Во время спаривания самец с помощью своих хвостовых гоноподов обхватывает шею самки; после этого самка подгибает свое брюшко вперед ко второму стерниту самца и в этом положении совершается собственно передача сперматозоидов. Подобная необычная процедура неизвестна больше ни в од-ном отряде насекомых (1,2,4,5,9).

Значение представителей данного отряда насекомых в природе, определяется их хищнической природой поведения, красотой видового разнообразия, а также местом обитания личиночной фазы развития : cтрекозы поддерживают видовое равновесие в экосистемах не только поедая различных представителей животного мира, а также тем, что их личинки являются промежуточными хозяевами раз-личных заболеваний (до160 видов), в том числе такого заболевания как простогониоз. Cвоей изящной формой, а многие виды и своей окраской, стрекозы играют большую роль в эстетическом восприятии мира человеком (2,4,9,10).

К отряду стрекозы (ODONATA) относятся три типа насекомых; они резко различаются по своему облику, так и по поведению, однако число диагностических признаков, по которым они отличаются друг от друга, невелико.

Cовременные формы одного из подотрядов — Anisozygoptera — весьма редки и распространены лишь в Юго-Восточной Азии. В современной систематике отряд включает в себя два подотряда — равнокрылые (Zygoptera) — разнокрылые (Anisoptera).(2,5,6,10)

Подотряд ZYGOPTERA — стройные и нежные насекомые с порхающим полетом, резко контрастирующим с быстрыми и целенаправленными движениями разнокрылых стрекоз (2,5,6). Имаго равнокрылых стрекоз отличается очень своеобразно устроенной грудью: среднегрудь вместе с заднегрудью имеет вид примерно прямоугольной призмы, находящейся приблизительно под углом 70-80 градусов по отношению к продольной оси тела. Крылья в покое направлены все вместе назад и насколько вверх под прямым углом к верхним краям средне — и заднегруди. Из-за того что последние до известной степени наклонены, сложенные таким образом крылья лежат параллельно друг другу и располагаются прямо над брюшком (5,6,7,8). Большинство имаго темноокрашенные, однако некоторые имеют красные или черные перевязи на крыльях или металлически-зеленое, или бронзовое тело и крылья. Hимфы также имеют стройное тело и три крупные хвостовые трахейные жабры. Предпочитают жить среди стеблей водных растений, а не непосредственно на дне водоемов.

Подотряд включает три семейства — Calopterygidae, Agrionidae, Lestidae.Очень красивы представители рода Calopteridae — Красотка блестящая (Calopteryx splendens), Красотка — девушка (Calopteryx virgo). Представителями данного подотряда являются также следующие виды: Стрелка — девушка (Agrion puella), Лютка-дриада (Lestes dryas) (2,3,4,5,7).

Подотряд ANISOPTERA объединяет насекомых с более крепким телосложением и характеризуются мощным, грациозным и превосходно управляемым полетом. Грудь не на-клонена как у представителей равнокрылых стрекоз и крылья в покое направлены в стороны (2,5,6,8). Многие виды яркоокрашены и имеют на крыльях броский рисунок — пестрый или пятнистый. У старых особей на теле и крыльях часто развивается бледно-голубой восковой налет, который маскирует первоначальную окраску и рисунок.

Нимфы также плотно сложены, многие живут в иле или тине на дне стоячих водоемов. Наружные жабры у них отсутствуют, зато имеется ректальная дыхательная камера, в которой и происходит газообмен. Ни в одном другом отряде насекомых подобной дыхательной камеры не обнаружено (5,9,10).

Подотряд включает два семейства — Aeschnidae, Libtllidae. Известными представителями данного подотряда являются виды — стрекоза плоская (Libellula depressa), коромысло камышовое (Aeschna juncea) (5,6,7).

К данному подотряду относятся также следующие виды — дозорщик император (Anax imperator), Macromia magnifica; вымершая стрекоза, найденная в Средней Франции с расправленными крыльями до 70 см — Meganeura monyi (6).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕЛОШАПКИН Н.Г. CЛОВАРЬ СПРАВОЧНИК ЭНТОМОЛОГА, МОСКВА “ НИВА РОССИИ”, 1992 г.

2. БЕЙ-БИЕНКО Н.К. ОБЩАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ,МОСКВА “МИР”, 1980 г.

3. ВОРОНЦОВ П.Т. НАСЕКОМЫЕ В ПРИРОДЕ, ЛЕНИНГРАД “ НЕВА”, 1988г.

4. МАРКУШЕВИЧ А.И. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ,МОСКВА "ПЕДАГОГИКА”, 1973 г.

5. РОСС Г. “ ЭНТОМОЛОГИЯ “, МОСКВА “ МИР”,1995 г. 6. СТАНЕК В.Я. ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАСЕКОМЫХ, ПРАГА “ АРТИЯ”, 1977г.

7. ШОВЕН Р. МИР РАСЕКОМЫХ, МОСКВА “ МИР”,1970г.

8. ФАБР Ж.А. ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ, МОСКВА “ ТЕРРА”, 1993 г.

9. GUNTER P. DIE EDELLIBELLEN EUROPAS,LEIPZIG "“A. ZIEMSEN VERLAG"”, 1987г.

10. ROSER H. BIOLOGIE, LEIPZIG “ YEB”, 1986 г.