ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ИЗУЧЕНИЕ ГНЕЗДОВАНИЙ ЗЯБЛИКА (FRINGILLA COELEBS) В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Старостина Л.Б., Москва, 2001 г.

Цель работы.

Целью этой работы является решение следующих конкретных задач:

— обработка статистического материала по гнездованию зяблика (Fringilla coelebs)

— сравнение полученных данных с материалами Птушенко, Иноземцева (1968 г.) и Мальчевского, Пукинского (1983)

Методика.

Основанием для данной работы послужили материалы, собранные кафедрой зоологии и экологии и проблемной биологической лабораторией МПГУ с 1968 по 1983 г (карточки учета гнезд). Статистическая обработка материалов выполнена общепринятыми методами. Расчеты и подготовка материалов производились на компьютере фирмы IBM с помощью пакета программ Microsoft Office.

Зяблик (Fringilla coelebs) — обычная, местами многочисленная, перелетная в северных и центральных областях и оседлая на юге птица. Величиной зяблик с воробья, клюв его нетолстый, конический; крылья и хвост черно-бурые, по бокам хвоста и на плечах есть белые полосы. У самца весной и летом верх головы серо-синий, спина каштановая, лоб черный, нижняя сторона тела красно-коричневая (осенью верх головы буроватый) ; самка и молодые особи буровато-серые, светлее снизу.

Зяблик населяет различные типы леса, сады и парки, предпочитая негустые ельники и участки смешанного леса, сухие светлые сосновые боры; глухих зарослей избегает из-за необходимости часто спускаться на землю за кормом. Гнездо устраивает на деревьях различных пород на разной высоте от земли (до 17 метров). На лиственных деревьях (березах или осинах) помещает гнездо в основании боковой ветви, отходящей от главного ствола; на елях или соснах — обычно на горизонтальной ветке в отдалении от ствола, реже вблизи главного ствола.

Гнездо зяблика представляет собой глубокую чашечку, сплетенную в основном из сухих травинок, тонких прутиков и мха. Травинки и прутики могут составлять лишь основу для стенок и дна, а вся толща при этом может быть сделана из мха; в другом случае — мха столько же, сколько и травинок с прутиками, иногда — травинки и прутики преобладают. Снаружи гнезда облицованы лишайниками, берестой, кусочками коры и комочками растительного пуха — облицовка хорошо маскирует гнездо. Весь строительный материал прочно скреплен нитями паутины, благодаря чему стенки приобретают большую плотность. Подстилка в гнезде из перьев, шерсти, иногда из плодоножек кукушкина льна.

Диаметр гнезда (D) 9-10 см, высота гнезда (H) 5-8 см, диаметр лотка (d) 5-7 см, глубина лотка (h) 3-5 см.

Кладка из 4-7 голубовато-зеленых с розовато-фиолетовыми крапинками яиц. Размеры яиц: (17-23) х (13-15) мм.

Прилет зябликов начинается в первых числах апреля. К постройке гнезд и откладке яиц они приступают в первой половине мая. Насиживание продолжается 13 — 14 суток, примерно столько же времени длится выкармливание птенцов в гнезде. Вылет молодых птиц наблюдается в середине июня. Зяблики делают две кладки за сезон, причем число яиц во второй кладке меньше. Выведение птенцов второго выводка происходит с июня по август. Отлет — с сентября до середины октября.

Изучение гнездований зяблика проводилось на территории Харовского, Кирилловского и Верховажского районов Вологодской области.

Характеристика природных условий Вологодской области

Вологодская область представляет собой всхолмленную равнину; леса занимают две трети ее поверхности. Реки: Сухона, Юг, Молога, Шексна. Средняя температура января от — 11 до -14 С, июля 17-18 °С. Осадков 480-580 мм в год (максимально в летние месяцы).

Ленинградская область, напротив, являет равнинную низменность; климат Ленинградской области — переходный от морского к континентальному. Главные реки: Нева, Волхов, Свирь. Крупные озера: Ладожское и Онежское. Леса занимают около 50 % территории области.

Средняя температура января от -7 до -11 С, июля от +15 до +17,5 °С. Осадков 550-850 мм в год.

Московская область расположена в междуречье Волги и Оки, на границе смешанных и широколиственных лесов. Средняя температура января от -10 до -11 С, июля от +17 до +18 °С. Осадков 450-650 мм в год.

Результаты исследований.

Материалы, используемые Fringilla coelebs при постройке гнезда: злаки, корешки, мох, лишайник, кора; лоток выстлан шерстью, волосом диких и домашних животных, осиновым и ивовым пухом.

zablik1.jpg (14928 bytes)

Материалы, используемые при постройке гнезд в парках, дачах и поселках: в гнездах найдены вата, бинты и бумага.

zablik2.jpg (12270 bytes)

zablik3.jpg (18044 bytes)

zablik4.jpg (11009 bytes)

zablik5.jpg (11628 bytes)

В результате проведенных исследований была проведена обработка статистического материала по гнездованию зяблика изучаемых территорий (48 учетных карточек гнезд, собранных кафедрой зоологии и экологии в период с 1968 г. по 1983 г.; таблица приложена) полученные данные полностью совпали с источниками. При этом были выявлены такие характерные особенности, как, например, обязательное наличие среди материалов лосиного волоса (характерная особенность гнезд зяблика Вологодской области) ; основным строительным материалом является мох, лишайники и травинки. Очевидно, факторы, определяющие гнездование зяблика одинаковы как на территориях, описанных Е.С. Птушенко, А.А. Иноземцевым (1968 г.) и А.С. Мальчевским, Ю.Б. Пукинским (1983 г.), так и на территориях, где проводились гнездовые учеты данной работы.

Библиография:

1) Е.С. Птушенко, А.А. Иноземцев (1968 г.) Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий; М., изд. Московского Университета

2) А. С. Мальчевский, Ю.Б. Пукинский (1983 г.) Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий, т. 2; Л., изд. Ленинградского Университета

3) В.Е. Флинт, Р.Л.Бёме, Ю.В. Костин, А.А. Кузнецов (1968 г.) Птицы СССР; М., изд. «Мысль»

4) А.В. Михеев (1996 г.) Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд; М., изд. «Цитадель»

5) Советский энциклопедический словарь(1985) ; М., изд. «Советская энциклопедия»

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).