ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

ВИГНА — VIGNA UNQUICULATA

Использование. Вигна, или коровий горох, — культура пищевого и кормового направления. В пищу используют семена, листья и зеленые бобы. Зеленая масса, а также стебли после уборки идут на корм скоту. Дробленые, запаренные семена — ценный белковый концентрат для молодняка и особенно для откорма свиней. В некоторых странах вигну используют и как растение, дающее волокно. Из осей соцветий вигны производят веревки, плетеные изделия. Вигну широко культивируют как сидеральную культуру, после нее остается до 300 кг/га азота. В семенах содержится от 24 до 28% белка, 60-63% углеводов, 1,0-1,3% жира. В сене 16-18% белка.

Распространение. Культура вигны охватывает области тропических и субтропических широт. Мировая площадь под этой культурой составляет свыше 5 млн. га. Основные посевы сосредоточены на Африканском континенте. На небольших площадях эту культуру возделывают в США, Мексике, Колумбии, Китае, Японии и Египте.

Урожайность вигны низка, особенно в Африке — 0,4-0,6 т/га, в странах с высокой культурой земледелия — до 1,5-2,0 т/га.

Вигна - Vigna unquiculataСистематика. Род Vigna объединяет 124 вида. В культуру введен вид Vigna unquiculata L, который подразделяют на 3 подвида: sinensis L. — китайская вигна, Cylindricus sticrm — африканская вигна и sesquipedalis U. — длинноплодная спаржевая вигна. Центр происхождения вигны — Африка. Дикие виды широко распространены в тропической зоне континента, бобы которых мельче, темнее, легко растрескиваются.

Описание растения. Вигна — однолетнее бобовое растение высотой от 60 до 300 см. Характером роста и тройчатыми листьями коровий горох похож на фасоль, но лодочки венчиков его цветков не закручены спирально, а изогнуты наподобие носовой части шлюпки. Величина и форма семян и их окраска варьируют столь же сильно, как и у обыкновенной фасоли. Форма семян от округлой до почковидной. Масса 1000 семян в зависимости от подвида изменяется от 60 до 350 г. Китайская вигна имеет более крупные семена и свисающие бобы до 30 см. У африканской вигны плоды торчащие, длиной 7-13 см. Спаржевая длинноплодная вигна характеризуется длинными, до 90 см, свисающими бобами, неправильно изогнутыми. Сорта этого подвида используют преимущественно как овощи.

Биологические особенности. Продолжительность периода вегетации в зависимости от биологических особенностей сорта от 80 до 200 дней. В период вегетации у вигны формируется от 40 до 300 цветков на 1 растении, цветки опадают на 60 и даже 80%. Вигна — факультативный самоопылитель. Продолжительность цветения составляет 2-3 недели у скороспелых форм и до 2-2,5 месяца — у позднеспелых.

Вигна, как культура тропического происхождения, предъявляет повышенные требования к теплу. Семена ее начинают прорастать при температуре 12°С. Оптимальная температура в период вегетативного роста составляет 24-28°С, в период цветения и налива семян — 26-28°С. Температура выше 35°С снижает темпы прироста осевого и боковых побегов, происходит опадение цветков и бобов, прекращается симбиотическая деятельность клубеньковых бактерий. Всходы этой культуры не переносят заморозков.

Вигна хорошо переносит атмосферную засуху, однако неустойчива к почвенной. Поэтому в сухих субтропиках ее культура возможна только при орошении. В период прорастания семена ее поглощают 100-120% воды от их массы. Обильные дожди в период вегетативного роста приводят к чрезмерному разрастанию вегетативной массы и снижению урожая семян. Наиболее требовательна эта культура к влаге в период цветения — формирования бобов.

Вигна — культура короткого дня. Продолжительность дня оказывает влияние на длину вегетационного периода, высоту растений, площадь листьев, продуктивность растений.

Требования к почвам. Культура не предъявляет повышенных требований к плодородию почв. Вигна хорошо растет как на песчаных, так и на глинистых почвах, выносит повышенную кислотность. В тропических районах ее возделывают на красноземах, желтоземах, темно-бурых почвах.

Содержание раздела "Культурные растения":
Полевые растения
--- Злаковые хлебные и крупяные