ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ ВИДЫ КАПУСТЫ — BRASSICA PEKINENSIS и BRASSICA CHINENSIS

ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЕ ВИДЫ КАПУСТЫ — BRASSICA PEKINENSIS и BRASSICA CHINENSISИспользование. К восточноазиатской группе Brassica aggr. chinensis Jusl. принадлежат 2 важных вида зеленных культур: капуста пекинская — Brassica pekinensis (Lour.) Rupr. — и капуста китайская — В. chinensis Jusl.

Пекинская капуста богата солями калия, кальция и железа. В листьях содержится 1,3-3,5% белка, 50-60 мг/100 г витамина С и другие витамины. Свежие листья используют для приготовления салатов, супов, тушат. В странах Юго-Восточной Азии салатную капусту часто заквашивают (корейцы, например, называют это блюдо «кимчи»).

Еще более высокую питательную ценность имеет китайская капуста — вдвое выше, чем капуста белокочанная.

Причем использовались они не только как овощные растения, но и как масличные. Важное значение оба вида имеют и в наши дни, особенно в долинах центральной и южной частей страны.

Происхождение. Пекинская и китайская капусты как культурные растения сформировались на территории Китая. Письменные упоминания о них относятся к V-VI вв. н. э.

Распространение. Происходящие из северных районов Китая кочанные формы пекинской капусты распространились через п-ов Корея в Японию и страны Индокитая, где и по сей день являются одними из наиболее важных культур.

Описание растения. Капуста пекинская, известная также под названием «петсай», — двулетнее растение, в культуре выращиваемое как однолетнее. Нижние листья собраны в розетку диаметром 30-60 см, цельные сидячие. Черешки плоские, широкие, белые. Опушение если и есть, то чаще слабое, на жилках с нижней стороны. Растения образуют розетку листьев или кочаны, по форме часто напоминающие римский салат «Ромэн». Так как во внутренних листьях кочана практически не образуется хлорофилла, а содержание каротина невысокое, питательная ценность таких сортов уступает листовым или полукочанным фирмам, а также китайской капусте. В производстве распространены как кочанные, так и полукочанные сорта.

Цветки пекинской капусты имеют диаметр 1-2 см, окраска лепестков венчика желтая различной интенсивности. Стручки длиной 3-8 см, с довольно длинным носиком. Поверхность семян гладкая, без бороздок. Масса 1000 семян около 3 г. Пекинская капуста-растение длинного дня. В высоких широтах, где длина дня составляет 15-17 ч, а в весенний период стоит пониженная температура, растения могут быстро переходить к цветению, минуя фазу кочана, величина розетки при этом уменьшается. Растения сильно поражаются килой, кочаны — слизистым бактериозом. Основные вредители — капустная муха и листогрызущие гусеницы.

Пекинскую капусту иногда путают с китайской, хотя это 2 различных вида, Капуста китайская, или «пак-чой», — однолетнее, иногда двулетнее растение.

Для двулетних форм характерно образование на 2-й год жизни корнеплода (пекинская капуста корнеплода не образует). Листья у китайской капусты собраны в розетку диаметром 20-40 см, черешки тонкие или толстые, сильно выпуклые снизу. Кочаны не образуются. Растения более морозостойкие, чем пекинская капуста, листья грубые. Китайская капуста более устойчива к болезням.

Биологические особенности. На основе большого количества местных китайских и японских сортов в середине нашего века в Японии были созданы коммерческие сорта и гибриды с высокой урожайностью и скороспелостью. В Европе и США вплоть до начала 70-х годов пекинская капуста выращивалась в ограниченных масштабах, и лишь в последние годы ее производство — как в открытом, так и в защищенном грунте — стало переживать настоящий бум, связанный с появлением скороспелых японских гибридов, обладающих устойчивостью к стеблеванию, т. е. зацветающих с большой задержкой в условиях длинного дня. Благодаря последнему признаку растения могут длительное время сохранять высокие товарные качества. Большая селекционная работа в Японии ведется и с китайской капустой.

Растения китайской капусты вполне удовлетворительно цветут и образуют семена при сравнительно высокой температуре, тогда как пекинской капусте для этого необходима прохладная погода. Один из отличительных признаков китайской капусты — наличие бороздки на семени.

Растения выращивают на высоте до 1500 м над ур. моря. Повышенная температура угнетает цветение, низкие температуры (ниже 15° С) его ускоряют. Оптимальная температура 15-20° С. Формированию плотных кочанов у пекинской капусты благоприятствует прохладная погода, а также выращивание в горной местности, где есть колебания между дневной и ночной температурой. В тропических долинах не все растения образуют кочаны. Сезон для выращивания подбирают с учетом экологических особенностей культуры. В Сянгане (Гонконге), например, китайскую капусту выращивают в октябре — декабре и январе — марте. Подсушивание почвы, а также удлиняющийся световой день уже во второй срок могут привести к преждевременному цветению растений.

В европейских странах, в том числе и в СССР, все шире распространяется культура пекинской капусты в защищенном грунте. За короткий период выращивания с каждого квадратного метра площади получают до 6-10 кг капусты, и продукция поступает к потребителю в то время года, когда население испытывает недостаток в свежих овощах.

Селекционная работа с пекинской и китайской капустой направлена на получение сортов с комплексной устойчивостью к нескольким заболеваниям, и в частности к киле, а также на создание жаростойких сортов для выращивания в долинах тропиков и форм, устойчивых к стеблеванию (раннему цветению). Для производства гибридных семян широко используют линии с самонесовместимостью, что позволяет резко повысить производительность труда семеноводов.

Требования к почвам. Оба вида капусты довольно неприхотливы к почвенным условиям и уровню рН.

Особенности севооборота. Однако для успешного их выращивания необходимо строго следить за соблюдением севооборота на плантации.

Посев/посадка. Культуру выращивают через рассаду или прямым посевом. Расстояние между растениями в поле 30-40 см.

Уход за посевами/посадками. Уход заключается в проведении поливов и подкормок азотными удобрениями, иногда растения на плантации мульчируют.

Уборка урожая. Убирают кочанные сорта пекинской капусты через 50-80 дней после посева, китайской — через 40-60 дней. Урожайность пекинской капусты зависит от сорта, погодных условий и плотности размещения растений; она колеблется от 10 до 50 т/га, в среднем составляя 20 т/га. Средняя урожайность китайской капусты 15 т/га.

Обработка и хранение урожая. Во время уборки все отмершие и поврежденные листья удаляют. Хранить кочаны при температуре около 0 С можно 1-1,5 месяца. В некоторых районах для длительного хранения китайской капусты растения слегка подсушивают.

Содержание раздела "Культурные растения":
Полевые растения
--- Злаковые хлебные и крупяные