ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

Выхухоль
Галапагоссская гигантская черепаха
Зубры

Исполинские саламандры
Наверное, многие слышали сказки об огненных саламандрах - духах огня, олицетворяющих эту стихию. На самом же деле многие саламандры - медлительные безобидные земноводные, которые живут около рек и ручьёв, питаясь мелкими беспозвоночными.
В горах Восточного Китая (провинция Шаньси), а также в западной части острова Хонсю (Япония) в быстрых горных ручьях обитают самые большие саламандры. Это живое ископаемое относиться к хвостатым земноводным; оно достигает в длину почти 2м, а весит 50-70кг. У саламандр огромный рот наподобие капкана. Исполинские саламандры – малоподвижные животные; они предпочитают вести сумеречно – ночной образ жизни, подстерегая в водоёмах своих жертв – беспозвоночных, рыб, лягушек или мелких млекопитающих. Здесь же, в водоёмах, самки откладывают крупные яйца, из которых через 2-2,5 месяца выходят личинки. Личинки развиваются в воде, постепенно превращаясь во взрослых животных, которые только на пятом году жизни становятся половозрелыми.
Живут исполинские саламандры очень долго, и если бы не вкусное мясо, то их жизни могла бы угрожать только какая-то глобальная катастрофа. К сожалению, местное население питает пристрастие к блюдам из саламандры, и неумеренный промысел животных привёл практически к полному уничтожению этого вида земноводных.
В настоящее время исполинские саламандры находятся под строгой охраной, что, однако, не исключает браконьерства. Места их обитания частично взяты под охрану, а отлов и экспорт животных ограничены. В Японии даже созданы специальные фермы по разведению исполинских саламандр, что способствует восстановлению численности этого вида в природе.

Выхухоль
Выхухоль – зверёк из отряда насекомоядных. Этот вид – узкий эндемик Восточной Европы, его ареал охватывает в основном в основном бассейны Урала, Волги, Дона и Днепра. Выхухоль ведёт полуводный образ жизни, предпочитая пойменные старицы, озёра и небольшие лесные речки с тихим течением. Она селится в норах и охотится на моллюсков и других водных беспозвоночных.
Из-за прекрасного шелковистого меха выхухоль подверглась массовому истреблению. Первый запрет на её добычу был введён в России в 1920г и действовал до 1933г. Затем промысел расширили, но в 1970г вновь полностью запретили. Однако это не спасло вид, поскольку в последние десятилетия ХХв. в связи с мелиорацией стали уничтожаться поймы малых рек. Применение удобрений, ловля рыбы сетями также отрицательно сказались на численности выхухоли.
Для охраны редкого вида было организованно четыре заповедника и свыше 40 заказников. Проводятся работы по расселению зверьков из заказников в места бывшего обитания. Все эти меры позволили частично восстановить численность выхухоли.

Галапагоссская гигантская черепаха
Епископ Панамы Томас де Берланга в 1535г первым сообщил о существовании островов, на которых в то время жили тысячи сухопутных гигантских черепах. Архипелаг нарекли Галапагоским в честь черепах, которых испанцы называли «galapago». Эти великаны были размером с обеденный стол и весили до 300кг. На склонах вулканов и островах, отделённых друг от друга водными преградами или лавовыми полями, обитали различные виды гигантских черепах. В настоящее время сохранилось лишь 13 разновидностей, причём некоторые были уничтожены человеком сравнительно недавно.
Когда в начале ХVIIIв. первые китобои высадились на Галапагосских островах, то увидели множество панцирей черепах, мясо которых на протяжении 200 лет пираты использовали для дополнения запасов провианта. Китобои продолжили эту практику, заполняя трюмы кораблей большим количеством живых черепах в качестве резерва вкусного и свежего мяса. Отлавливали в основном самок, поскольку они меньше и их легче доставить на корабль. В бортовом журнале одного китобойного судна за 1812г есть запись, что только за один заход на острова было отловлено 14т. черепах, среди которых всего три самца. В период с 1831г по 1868г на Галапагосских островах добыли более 13 000 черепах
Другой причиной снижения численности этих животных стал ввоз на острова коз и свиней. Козы уничтожали растительность, которой питались черепахи, а свиньи поедали кладки яиц и молодняк. Только невероятная продолжительность жизни помогла черепахам сохраниться на островах. Их истребление продолжалось вплоть до 1959г, когда Галапагосские острова были взяты под охрану правительством Эквадора и объявлены национальным парком. Отлов черепах и сбор их яиц запретили, а с 1970г запрет коснулся и вывоза животных, размножившихся в неволе. Гигантская черепаха внесена в международную Красную книгу.
В 1959г была создана научно – исследовательская станция, задача которой – восстановление популяции черепах на островах, включая защиту кладок, уничтожение завезённых сюда домашних животных (коз, свиней, ослов, крыс). На станции работает инкубатор, куда доставляют яйца черепах из разорённых кладок. Выращенных в инкубаторе черепашек возвращают в места их постоянного обитания.

Зубры
Ещё тысячу лет назад стада зубров паслись на просторах европейской лесостепи и в широколиственных лесах. Этот дикий бык, вес которого достигает тонны, всегда был желанным трофеем для человека. Истребление вида приняло угрожающие масштабы после появления огнестрельного оружия. С конца XVIIIв. зубры сохранялись только в местах царской охоты: 500-700 животных в Беловежской пуще и столько же на Кавказе. Во время Первой мировой и Гражданской войн были уничтожены все дикие беловежские зубры. Последнего дикого кавказского зубра убили 1927г. К этому времени уцелело только 48 животных в зоопарках и охотничьих парках Западной Европы, главным образом в Германии и Швеции. В Советском Союзе жил всего один самец в зоопарке Аскания-Нова.
Вид оказался на грани полного вымирания, и его надо было спасать. На помощь учёным откликнулось много состоятельных людей. Было создано Международное общество по сохранению зубра, которое разработало программу восстановления вида. Уже в 1929г в Польше появился первый питомник по разведению зубров, а в 1948г был организован Центральный зубровый питомник на базе Приокско-Террасного заповедника под Москвой.
Зубры в питомниках жили в условиях, близких к естественным: на полу вольном выпасе в больших загонах. Через 40 лет после начала работ по восстановлению вида, численность животных достигла 2000 голов, и возникла проблема их расселения в пределах прежнего ареала. К сожалению, к этому времени многие места обитания зубра сильно изменились. Поэтому зубров беловежского подвида расселили в Литве, на Украине и в Белоруссии, а кавказко - беловежских (имевших предков кавказского подвида) – на Кавказе и в Карпатах.
В настоящее время в мире живёт более 3000 зубров, из которых около половины – дикие. Вместе с тем увеличение поголовья создало новые проблемы. Стадам зубра необходимы большие лесные массивы, где животные были бы изолированы от любого воздействия человека. А так как подобных участков практически не оставалось, зубр может превратиться в «соперника» человека: он не прочь попастись на полях, а самцы и самки с телятами бывают порой агрессивны. Поэтому в последнее время стали практиковать, расселив зубра в новых местах, находящихся за пределами его исторического ареала (Киргизия, Алтай), а часть поголовья содержат в питомниках как резервный генетический фонд.

Наши авторские методические материалы по млекопитающим России:
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Наземные млекопитающие (звери) России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Звери и следы" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Звери и их следы",
цветную ламинированную определительную таблицу "Млекопитающие и следы их жизнедеятельности".

Кроме того, на нашем сайте Вы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы, Амфибии, Рептилии, Птицы,
полевые определители для смартфонов и планшетов серии "ЭкоГид": Рыбы, Амфибии и Голоса, Рептилии, Птицы и Голоса, (все их можно купить в магазине Play Google),
цветные ламинированные определительные таблицы: Рыбы, Амфибии и рептилии, Зимующие птицы, Перелетные птицы,
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы и Обитатели водоемов
книги-определители серии "Энциклопедия природы России" Звери и Домашние животные.