ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

География как наука.

География (от греческих слов: гео — земля и графос — пишу, изображаю, — название "география" значит "описание" или "изображение Земли") — совокупность наук о планете Земля.

Весьма существенным вопросом по отношению к содержанию, задачам и пределам географии является трудный вопрос о ее разграничении с геологией, которая, в особенности своим отделом так называемой динамической геологии (изучающей силы, действием которых вызывалось и вызывается происхождение и изменение горных пород и образование земной поверхности), вступает в область физической географии и даже становится на ее место.

История науки показывает нам, что география начала заниматься раньше разработкой многих физико-географических вопросов, чем геология. Мы находим попытки изучения этих вопросов уже у Варения, Риччиоли и др. в XVII в., у Торберна Бергмана, Г. Форстера, Соссюра и т. д. в конце XVIII в., у Ал. Гумбольдта, Шмидта, Ф. Гофмана, Штудера, Бергхауза — в первой трети нынешнего столетия. Но затем географы увлекаются связью географии с историей культуры, тогда как геологи, особенно под влиянием Ляйелля, Мурчисона, Форбса и др., начинают усердно заниматься изучением ныне действующих и изменяющих земную поверхность сил с целью найти объяснение тем явлениям, которыми вызывалось постепенное образование земной коры, изменение в границах и очертаниях древней суши и моря, отложение осадков, извержение плутонических пород, изменение климата и органического мира и т. д.

Геологи включают в свою науку "все качества, проявления сил и состояния земного шара, насколько они вообще могут быть предметом непосредственного или посредственного познания". Науман включил в геологию, помимо исторической геологии, также геодезию, геодинамику, геофизику, гидрографию и метеорологию. Кредлер, кроме петрографии, петрогении, стратиграфии, исторической и динамической геологии, принимает еще "физиографическую геологию", объект которой составляет изучение формы, величины и вида поверхности Земли и ее физических отношений. Впрочем, эта программа в действительности никогда не была выполнена.

Есть вопросы, одинаково важные для физической географии и геологии (например, орография), и нельзя не признать, что работы географов и геологов могут только пополнять и освещать себя взаимно. Если для геолога существенно необходимо обстоятельное знакомство с картой страны и с ее географическими особенностями, то и для географа также неизбежно знакомство с главнейшими фактами прошлого этой страны, с распределением образующих ее поверхность горных пород и почв, с участием в образовании этой поверхности тектонических и вулканических сил Земли.

Необходимо остановиться еще несколько на термине геофизика, которым Герланд заменяет название "физической географии". Этот термин вошел в употребление сравнительно недавно, а именно в шестидесятых годах 19 в., когда им пользовался Мюри (Muhry). Позже он был принят Цёприцом в его отчетах об успехах физической географии, помещавшихся в "Geograph. Jahrbuch". Наконец, в новейшее время им воспользовался профессор Гюнтер для названия своего обширного руководства: "Lehrbuch der Geophysik und physikalischen Geographie" (1884). В предисловии к нему сказано, однако, что названия "физическая география, геофизика, физика Земли" — в сущности синонимы. Тем не менее, Гюнтер допускает и некоторое различие между понятиями "геофизика" и "физическая география" — первое название подходит, по его мнению, более к тому отделу географической науки, который рассматривает Землю в ее целом, как мировое тело, особенно в его внутренних свойствах, тогда как название "физическая география" уместнее в том случае, когда дело идет об изучении земной поверхности. Сообразно с этим Гюнтер называет "геофизикой в узком смысле" тот отдел физической географии, в который входит рассмотрение внутренней теплоты Земли, догадки о составе и состоянии ядра Земли, изучение вулканических и сейсмических явлений, причем он отождествляет этот отдел с динамической геологией, которая, однако, как известно, понимается геологами гораздо в более широком смысле. Рихтхофен тоже склонен называть геофизикой тот отдел общего землеведения, присоединяя туда еще изучение плотности Земли, влияний земного и космического притяжения, магнитных сил и др. С таким выделением согласен и Г. Вагнер. Рихтхофен замечает, что геофизика разрабатывается совокупными трудами астрономов-геологов и географов. К геофизике могло бы быть отнесено вообще изучение сейсмических явлений и даже вся метеорология.

Таким образом, в геофизику могли бы войти: исследования над точной формой геоида (изменением силы тяжести, уровнем океанов, приливами) и над уклонениями в его вращательном движении; учение о земном магнетизме (которое некоторые географы, например, Зупан, совершенно выделяют из физической географии ввиду того, что магнитные явления не стоят во взаимодействии с другими и не оказывают на них заметного влияния); метеорология и сейсмология (наука о землетрясениях). Все эти отрасли знания, требующие тщательных наблюдений при помощи различных точных приборов и специальных обсерваторий и более или менее пригодные к математической обработке в состоянии развиваться, так сказать, помимо собственно географии; тем не менее мы не отделяем геофизику от географии в обширном смысле слова.

Вообще можно сказать, что география в ее современном развитии не представляет из себя строго замкнутой науки, а является комплексом из целого ряда наук, способных разрабатываться каждая сама по себе. В этом отношении, впрочем, география не представляет собой чего-либо исключительного; многие другие отрасли знаний также распались с течением времени на ряд отдельных наук.

География представляет комплекс по меньшей мере из семи наук, которые могут быть перечислены в таком порядке:

1) астрономическая, или математическая география, тесно связанная с астрономией и геодезией и дающая основы для картографа, т. е. искусства составлять и чертить карты в различных проекциях;

2) геофизика, или физика земного шара, связанная с физикой, астрономией и отчасти геологией;

3) физическая география, распадающаяся на:
а) орографию, тесно соприкасающуюся с некоторыми отделами геологии,
b) oкeaнoгpaфию и
с) климатологию, основанную на метеорологии, но имеющую задачей не столько анализ тепловых, световых и электрических явлений, сколько синтез данных для характеристики климатических различий на земной поверхности;

4) биологическая география:
a) географию растений и
b) географию. животных (обе эти отрасли стоят в тесной связи с ботаникой и зоологией и разрабатываются главным образом специалистами по этим наукам);

5) антропогеография, основывающаяся, с одной стороны, на данных физической и биологической географией, с другой — на данных антропологии, этнографии, статистики и истории;

все последние три отдела (3, 4, 5) составляют в совокупности так называемое "общее землеведение";

6) частная география, или страноведение, т. е. изучение отдельных стран в отношении к трем только что указанным отделам "общего землеведения";

7) история географии как в смысле пространственного расширения сведений о земной поверхности, так и развития географических понятий и воззрений.

В этот перечень мы не включили наук, соприкасающихся более или менее с географией, но преследующих свои особые задачи, каковы, например: астрономия (хотя некоторые факты из нее, не имеющие прямого отношения к Земле, и продолжают еще приводиться во многих географических руководствах и учебниках), антропология, этнография, статистика, хотя данные из этих наук нередко также вводятся в географию и хотя географы принимают иногда деятельное участие в их обработке (укажем, например, на сочинения по этнографии Пешеля и Ратцеля, этнографические обзоры Герланда, статистические — Г. Вагнера и т. д.).

В сущности, однако, науки эти, как имеющие свои цели и методы, могут быть разрабатываемы и действительно разрабатываются отдельно от географии, а потому и не должны быть с ней соединяемы и смешиваемы.

Распадение географии на различные отделы, обрабатываемые более или менее самостоятельно, замечается не в одной Германии, где землеведение стоит теперь наиболее высоко, будучи представлено целым рядом кафедр в университетах, многими известными учеными, образцовыми учебниками, журналами, обсерваториями, картографическими институтами и т. д., — но и в других странах Европы, где, впрочем, различные отделы географии успели размежеваться, не вступая в методологические препирательства, на которые потрачено было в последние годы немало усилий со стороны немецких географов. Так в Англии давно уже обособилась школа геофизиков, одним из видных представителей которых в настоящее время является Ж. Дарвин; с другой стороны, там же выделился ряд геологов, оказавших значительные услуги орографии, несколько специалистов-гидрографов (например, Buchanan), метеорологов и, наконец, ряд собственно географов, которые, следуя Риттеру, допускают значительное участие антропогеографического элемента (например, D. Freshfield, Keltie, Mackinder и др.). Во Франции, где уже с давних пор обособились картография, физика Земли, метеорология, история землеведения и т. д., собственно география всегда держится тесной связи физико-географического элемента с антропогеографическим; лучшим примером тому может служить Эл. Реклю, который, издав прекрасный для своего времени очерк физической географией (La Terre), приступил к изложению географии отдельных стран (Geographie Universelle), в которой дал прекрасные образцы того, как географ должен соединять новейшие физические данные о земной поверхности с данными био- и антропогеографическими. Интересно, что лучшие представители географии во Франции, например, Vivien de St. Martin, Levasseur и др., в своих географических трудах отдают даже преимущество историческому и статистическому элементам.

Сложность географической науки, нуждающейся в содействии различных специальностей, наглядно подтверждается географическими конгрессами, на которых рядом с собственно географами реферируют астрономы, физики, геологи, этнографы, статистики и т. д.; затем географическими ежегодниками и журналами, помещающими на своих страницах статьи и обзоры по разным отраслям знания, имеющим более или менее близкое отношение к географии; наконец, проектами об основании особых географических институтов для высшего преподавания географии во всем ее объеме — проектами, которые появлялись за последнее время и в Италии, и во Франции, и у нас в России (проект Императорского Географического общества и проект основания особого отделения при СПб. университете).

Оставляя даже в стороне подобные грандиозные планы, нельзя не признать, что география в целях более рационального высшего преподавания ее должна быть представлена по меньшей мере двумя кафедрами: одной, которой можно бы было дать название геофизики, которая бы требовала специальной физической и математической подготовки и которая была бы соединена с хорошо обставленной и приспособленной геофизической обсерваторией; и другой — географии, т. е. общего землеведения и частной географии отдельных стран. Эта кафедра требует специальной естественноисторической и географической подготовки и предполагает известное знакомство с картографией, историей землеведения и науками, вспомогательными для антропогеографии, она должна быть снабжена географическим кабинетом с достаточным числом карт, книг, журналов и других пособий для кабинетного изучения и экскурсий.

Одной из важнейших задач географа должна быть разработка географии отдельных стран, которая немыслима без обстоятельного знакомства с общим землеведением, в свою очередь тесно связанным с успехами частной географии. Связь общего землеведения с частным, очевидная сама по себе, подтверждается и примером западных университетов — особенно наилучше поставленных, германских — в которых "Land erkunde" разрабатывается и читается теми же профессорами, которые преподают и "Allgemeine Erdkunde". Обособленность же геофизики выражается в том, что курсы по ее отделам (например, метеорологии, земному магнетизму и т. д.) читаются другими специалистами в большей или меньшей связи с курсами физики. Изучение и преподавание частной географии предполагает и более или менее широкое допущение человеческого элемента, как это мы и видим в лучших синтетических трудах иностранных географов и как на этом специально настаивал недавно профессор Зупан. Разработка частной географии требует не меньшего внимания, критического такта, наблюдательности и в состоянии принести даже более непосредственной пользы при разъяснении некоторых практических жизненных вопросов.