ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

Мошки, мухи (львинка, ильница) и слепни*

Мошки

Мошкара, иначе мошки, (Melusina, или Simulium) мелкие (3-4 мм) темного цвета комарики (сем. Simuliidae), которые держатся около воды и нападают на животных и людей, причиняя неприятный зуд и жжение. Размножаясь в больших количествах, они местами являются источником мучения пастбищных животных.
Нападая на животных и на человека, мошки прокалывают кожу, погружают в ранку свой хоботок и сосут кровь. При этом они выделяют в ранку свою слюну, которая препятствует свертыванию крови. Боль от укуса объясняется раздражающим действием слюны. В месте укуса через некоторое время появляется припухлость. При массовом нападении мошек на людей (гнус), кроме боли и зуда, наблюдается иногда повышение температуры, головокружение и другие признаки легкого отравления. Сосут кровь только самки. Самцы, вероятно, питаются соками растений. В отличие от комаров, мошки нападают на свою жертву только днем, ночью они неактивны.
Мошки причиняют вред человеку и животным не только своими укусами, но также тем, что назойливо набиваются в нос, глаза, уши. Их массовое нападение на животных иногда ведет к гибели последних от удушения (колумбацкая мошка в Венгрии).
В местностях, где мошки водятся в изобилии, для защиты от них люди носят на голове сетки из марли или газа, прикрывая ими лицо и шею. Из отпугивающих веществ, которыми смазывают незащищенную кожу, лучшим является бесцветная и непахучая жидкость диметилфталат (несколько капель растереть по коже).

Личинки и куколки мошкары живут в пресной воде. Они распространены повсюду, но ведут скрытный образ жизни, и отыскать их можно, лишь хорошо зная особенности их местопребывания. Дело в том, что эти личинки являются типичными обитателями быстро текущих вод: ручьев, речек, даже водопадов.

Мошкара (Simuhum)Мошкара (Simuhum). Сильно увел. Слева — личинки на камне; справа — взрослое насекомое.

Чтобы обнаружить личинок, надо обследовать ложе водоската, где журча и пенясь бежит вода. При помощи какого-нибудь совка или ножа надо соскрести часть донного субстрата (например, с поверхности доски плотины). При внимательном рассмотрении извлеченного материала нетрудно обнаружить маленьких темного цвета червячков, прикрепившихся к подводным предметам. Они не встречаются в одиночку, но всегда целыми колониями, иногда в таком множестве, что покрывают дно водоскатов живой черной корой. В ручьях они держатся на подводных камнях и на погруженных в воду ветвях прибрежных кустов. Иногда такая ветвь, вытащенная из воды, сплошь покрыта тысячами личинок, точно водяным мхом.

Движение личинок мошкары легко наблюдать на экскурсии, если, пустить некоторое количество их в какой-нибудь стакан или пробирку. Легко убедиться при этом, что личинки плохо плавают. Они скоро прикрепляются своим основанием ко дну и стенкам сосуда, притом настолько плотно, что сорвать их с места можно после известного усилия. Можно вылить воду из стакана и вновь ее налить: личинки удержатся на стекле и останутся на своих местах. Эта способность и дает возможность личинкам жить в потоке быстро текущей воды без опасности быть сорванными с субстрата и снесенными по течению.

Рассмотрим отдельную сидящую личинку. Она прикрепляется своим задним концом, который у нее утолщен наподобие булавы. Свободный передний конец завершается маленькой головкой, на которой можно различить две пары черных глазных пятен и пару оригинальных веерообразных аппаратов, о которых речь будет ниже. Пониже головы, в области груди, заметен небольшой сосочек, который состоит из пары сросшихся ложных ножек и несет на вершине венчик из крючочков. Подобный же венчик крючочков находится на заднем конце брюшка и служит для прикрепления к субстрату. Наблюдая за движением спокойно сидящей личинки, можно видеть, что она, оставаясь прикрепленной своим основанием, все время изгибает тело в разные стороны. Будучи потревожена, личинка иногда пускается ползать наподобие гусеницы-пяденицы или пиявки-клепсины своеобразными шагающими движениями. При этом становится понятной роль крючков на переднем сосочке. Личинка изгибает свое тело дугою, зацепляется передними крючками за поверхность, по которой движется, и, освобождая задний конец, подтягивает его к переднему; затем задний конец опять прикрепляется, а головной выносится вперед и т. д. Само собою понятно, что такой способ передвижения единственно возможен в быстром токе воды.
С первого взгляда не совсем ясно, каким образом личинка может цепляться своими крючочками за гладкое стекло. Однако изучение этого вопроса выяснило, что здесь делу помогает тончайшая паутинная сеть, которую личинка выпрядает при помощи паутинных желез, открывающихся у нее на нижней губе. Этой пряжей личинка выстилает себе дорогу и за нее-то и цепляется своими крючочками при передвижении.

Питание. Мы уже упоминали о веерообразном реснитчатом аппарате, который находится на голове личинки. Присматриваясь к спокойно сидящей личинке, можно даже невооруженным глазом видеть, что эти два прозрачные веера производят своеобразные вращательные движения, образуя, очевидно, круговорот воды у головного конца. При этом мелкие пищевые частички, взвешенные в воде и несомые ее током (инфузории, мелкие ракообразные, одноклеточные водоросли и пр.), загоняются в ротовое отверстие и служат пищей для личинки.

Дышит личинка всей поверхностью тела. Никаких специальных органов дыхания у нее не имеется. Описанная ниже куколка мошкары, в отличие от личинки, имеет на головном конце два пучка хорошо заметных нитей, которые служат ей трахейными жабрами.
У личинок повышенная потребность в кислороде. Этим и объясняется их обитание в быстро текущих водах, где вода бурлит и хорошо насыщается кислородом воздуха. В стоячей воде личинки быстро погибают. Загрязненных отбросами вод личинки не переносят и потому исчезают в районах расселения человека, когда на реках появляются различные промышленные и сельскохозяйственные постройки и предприятия.

Защитные приспособления. Постоянное пребывание в быстро текущей воде, к которому личинки так хорошо приспособлены, служит им надежной защитой от целого ряда подводных врагов. Обычные пресноводные хищники (жуки, личинки стрекоз, водные клопы и др.) добраться до них в большинстве случаев не в состоянии. Однако и у них есть враги из числа жителей быстро текущих вод. Сюда прежде всего относятся личинки ручейника анаболии (Anabolia), а также личинки ручейников камподеовидного типа, не строящие чехликов; далее назовем рыб быстро текущих вод, которые также не брезгают этой добычей, особенно в молодом возрасте.

Размножается мошкара, откладывая яйца в воду на различные подводные предметы. Кладки имеют вид плоских скоплений желтовато-коричневого цвета и встречаются не одиночно, а целыми массами, иногда по нескольку сотен тысяч в одной общей яйцекладке, отложенной несколькими самками. Из яиц выходят вышеописанные личинки, которые растут и развиваются около месяца, и под конец окукливаются, выпрядая себе из паутинных нитей остроконечный воронкообразный чехлик, напоминающий сплюснутый бумажный фунтик. В таком чехлике куколка покоится неподвижно, выставив наружу головной конец с двумя пучками беловатых трахейных нитей. Чехлики устраиваются в тех же местах, где жили личинки, и плотно прикреплены к субстрату, причем направлены открытым концом по течению воды: полезное приспособление, которое препятствует току воды потревожить куколку. Недели через две после окукливания происходит вылупление взрослого насекомого, которое с молниеносной быстротой выносится на поверхность воды.
Мошкара выводится в течение лета несколькими поколениями. В окрестностях Ленинграда зрелые куколки встречаются уже в июне, а в начале августа мы не раз обнаруживали большое количество взрослых личинок.

Муха львинка

Львинка (Stratiomyia chamaeleon Deg.) принадлежит к отряду двукрылых (Diptera), к семейству львинковых (Stratiomyidae).
Это крупная пестрая муха (длиною 14 мм), довольно нарядно одетая в два основных цвета: черный и желтый. С первого взгляда она немного напоминает пчелу. Особенно бросается в глаза ее широкое округлое брюшко с чередующимися черными и желтыми полосами. Львинка держится близ водоемов, в особенности на цветущих растениях.

Буровато-серая личинка этой мухи живет в воде и довольно часто встречается на экскурсиях, представляя немалый интерес своими биологическими особенностями.
Личинка имеет веретенообразную форму с утончающимся хвостовым концом; несколько сплющенное по длине тело достигает 4-5 см в длину. Оно представляется ясно-членистым и не имеет никаких придатков, кроме пучка волосков, которые сидят в виде розетки на заднем конце тела.
Львинка водится в неглубокой воде, в зарослях небольших прудков, канав и пр. Чтобы поймать ее, следует водить сачком близ дна в неглубоком месте у самого берега.

Муха-львинка (Stratiomyia chamaeleon)Муха-львинка (Stratiomyia chamaeleon).
1 — личинка; 2 — взрослое насекомое; 3 — две личинки, из которых одна висит у поверхности воды, а вторая погружается, выпуская пузырьки воздуха; 1 — увел., 2, 3 — ест. вел.

Опустим пойманную личинку в сосуд с водой, чтобы проследить за ее движениями. Скоро она примет более или менее вертикальное положение, выставит из воды свой хвостовой конец, распустит по поверхности воды плашмя свою розетку волосков и повиснет головой вниз, подвесившись к пленке поверхностного натяжения жидкости. Такова ее обычная поза в воде. При этом она часто изгибается дугообразно или S-образно. Держась в мелководье, личинка достает головным концом до дна и роется им в иле, отыскивая себе пищу. При этом тело животного может значительно вытягиваться в длину, раздвигая свои сегменты. Если мы потревожим личинку, она немедленно погрузится в воду, сложив свои волоски, и может всплыть на поверхность 2 лишь активными змееобразными движениями своего тела.

Дышит личинка атмосферным воздухом, захватывая его в дыхательное отверстие, расположенное в центре розетки на заднем конце тела, который личинка выставляет из воды.

Пищей личинке служат мелкие органические частицы, которые она находит, раскапывая ил. При этом она действует имеющимися на маленькой головке клювообразным отростком и двумя подвижными зазубренными органами, похожими на щеточки, которые находятся по бокам ее «клюва». Цепляясь своим клювовидным отростком за неровности, она может ползать по дну водоема.

Размножение и развитие. Разбирая пойманных личинок львинки, можно найти среди них таких, которые кажутся совершенно безжизненными. Они неподвижно лежат на боку на дне водоема, негибки на ощупь, и начинающие принимают их обыкновенно за мертвых. Стоит, однако, вскрыть такую личинку, как мы убедимся в ошибочности этого предположения: под наружной оболочкой мы найдем маленькую живую куколку, для которой прежняя оболочка служит лишь весьма просторным футляром; под защитой его она находит надежное убежище.
При вылуплении оболочка лопается продольной трещиной и дает свободу молодой крылатой львинке, которая затем отложит черные продолговатые яички плотной кучкой на листьях и стеблях прибрежных растений.

Иловая муха (ильница)

Иловая муха, или пчеловидка, или ильница (Eristalis tenax L.) принадлежит к отряду двукрылых (Diptera), к семейству цветочных мух (Syrphidae).
Это довольно крупная темно-бурая муха, с яркими желтыми пятнами на брюшке. Она с громким жужжанием носится вокруг цветущих растений и по внешнему виду похожа на пчелу (откуда и название «пчеловидка»). Но одна пара крыльев и короткие усики выдают ее принадлежность к мухам.

Иловая муха (Eristalis tenax). 1 — личинка иловой мухи, так называемая «крыска»Иловая муха (Eristalis tenax). 1 — личинка иловой мухи, так называемая «крыска»; 2 — взрослое насекомое; 3 — нога личинки. 1 — увел., 2 — ест. вел., 3 — сильно увел.

В экскурсионном отношении нас интересует не столько взрослое насекомое, сколько ее замечательная личинка, уже само название которой «крыска» говорит об ее необычайном виде. Грязно-серое цилиндрическое тело этой личинки заканчивается очень длинным хвостовым отростком, что, в общем, действительно дает грубый контур тела крысы. Добывать крыску приходится в очень непривлекательных местах. Личинки водятся в самых загрязненных водах, богатых органическими отбросами: в сточных канавах, навозных лужах около хлевов, в кадках со стоячей водой, даже в помойных ямах. Часто они сидят не столько в воде, сколько в полужидкой грязи, издающей зловоние.
Эти неприглядные обиталища, в связи с противным видом самой личинки, поселяют среди начинающих экскурсантов весьма предубежденное к ним отношение. Однако тот, кто решится выловить крысок и, ополоснув их в чистой воде, рассмотреть их повнимательнее, несомненно, будет вознагражден весьма любопытными наблюдениями. Надо заметить, что ловить крысок при помощи сачка далеко не всегда удобно и возможно. Чаще всего приходится вытаскивать их просто пинцетом, захватывая торчащие из грязной воды длинные хвосты, которые при известном внимании нетрудно заметить на поверхности, там, где водятся крыски.

Пустив крыску в банку с водой, будем наблюдать ее движения. Она начинает медленно ползать, неуклюже изгибая свое безголовое вальковатое тело и пытаясь вбуравиться в дно сосуда. При этом она цепляется своими короткими ложными ножками, которых у нее на брюшке имеется семь пар. Каждая ножка снабжена венчиком крючочков.

Находясь в привычной стихии, личинка при помощи этих органов глубоко закапывается в грязь, выставляя наружу лишь один свой хвостовой отросток. Последний представляет собою не что иное как длинную тонкую дыхательную трубку. Эта трубка обладает замечательной способностью удлиняться и укорачиваться. В вытянутом состоянии она достигает 10 см в длину, в то время как остальное тело личинки не превышает 1,5 см. Благодаря такому замечательному приспособлению крыска, погрузив свое тело в гниющие вещества, проводит к себе запас свежего воздуха для дыхания и в то же время может приспособляться ко всем изменениям уровня воды в луже. Кожный покров личинки настолько прозрачен, что видно движение ее внутренних органов. Несмотря на это, покров обличается чрезвычайной плотностью и совершенно непроницаем для окружающих его веществ, что является полезным приспособлением к жизни в загрязненной среде. Сделанные опыты показывают, что крыска может в течение 20 часов оставаться живой в крепком растворе сулемы {Везенберг-Лунд), а в 4% растворе формалина живет по нескольку дней (Лепнева).

Питание личинки происходит за счет гниющих органических веществ, которые она находит вокруг себя.
Дальнейшее развитие личинки состоит в том, что крыска, созревшая для окукливания, выбирается из лужи на сухое места и окукливается в земле, причем прежний покров личинки остается в виде куколочной оболочки, на которой мы можем различить даже укороченный хвостовой отросток. Взрослая муха кладет яички в разлагающиеся органические вещества, отыскивая загрязненные водоемы.

Слепни

Слепни представляют собой обширное семейство двукрылых (в СССР насчитывается около 130 видов), в котором наиболее известны роды: настоящие слепни (Tabanus), златоглазки (Chrysops) и дождевки (Chrysozona, Haematopota). В общежитии слепней постоянно смешивают с оводами, которые представляют собой совсем другую группу насекомых.

Настоящий слепень (Tabanus) во взрослом состоянии всем хорошо известен. Похож на крупную большеглазую муху. Слепень незаметно садится на незащищенную кожу человека, который обнаруживает его присутствие, почувствовав вдруг резкую боль от укола. В жаркое сухое время слепни вьются стайками вокруг лошадей и коров, мучая их своими уколами. На севере от них страдают олени. Являются иногда переносчиками возбудителей сибирской язвы и туляремии.
Таким образом, слепни принадлежат к числу вредных насекомых. Жалят они очень глубоко; укол их болезнен; на месте укола выступает кровь. Жалят человека и животных только самки, самцы же питаются соками растений. Боль от укола слепней объясняется тем, что они впрыскивают в место укола едкую ядовитую слюну.

Слепни (Tabanus)Слепни (Tabanus). 1 — кучка яиц на растении; 2 — личинка; 3 — куколка.

Размножение. Самки откладывают яички кучками на стебли и листья растений по берегам водоемов. Из яиц выводятся личинки, которые падают в воду и развиваются дальше в условиях водной жизни. Они обитают обычно в стоячих водах — прудах, заболоченных канавах, реже — в медленно текущих речках и ручьях. На экскурсиях они встречаются довольно часто. Взрослая личинка грязно-серого цвета, очень неприглядного вида, размером около 3-4 см, имеет тело, суженное к обоим концам. На переднем конце заметна крошечная головка с едва видимыми усиками и сильными челюстями. Тело личинки расчленено на 12 резко отграниченных сегментов.

Питание. Личинка ведет хищнический образ жизни. Ползая среди ила и остатков растений, она пожирает личинок насекомых, мелких моллюсков и червей, причем иногда нападает на добычу, которая превышает размеры ее собственного тела.

Обычно личинка держится на дне, но может плавать и на поверхности. На второй год своей жизни личинка окукливается. Перед этим она выбирается из воды в какое-нибудь сырое место и закапывается в почву: под мох, опавшие листья и т. п. Там она превращается в куколку. Через 2-3 недели, в зависимости от температуры, куколка, активно двигаясь, высовывается из земли, лопается продольно и выпускает взрослого слепня. Куколки слепней, а также и личинки, не успевшие еще окуклиться, обнаруживаются иногда на почвенных экскурсиях.

* Б.Е.Райков, М.Н.Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. 1956.

Читайте также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы России, Амфибии средней полосы России и Рептилии Северной Евразии,
полевые определители для смартфонов и планшетов: ЭкоГид: Рыбы, ЭкоГид: Амфибии и ЭкоГид: Рептилии (их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные, Пресноводные и проходные рыбы и Амфибии и рептилии,
цветной определитель-раскладушка Травянистые растения водоёмов и болот,

Там же можно приобрести определительную таблицу "Дневные бабочки средней полосы".