ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

Пауки

Пауки – самый большой отряд паукообразных. Сегодня учеными описано около 35 тыс. видов пауков, и, как считают, это число должно возрасти до 50 тыс.

Пауки в настоящее время одна из наиболее процветающих групп животных. Трудно найти место в природе, где не жили бы пауки. Они освоили все природные зоны Земли – от пустынь и тропических лесов до Антарктиды. Покорители Эвереста нашли один из видов пауков на высоте 7 километров! В тайге может насчитываться до 300-350 экземпляров мелких пауков на квадратный метр почвы.

Класс пауков делиться на три группы. Низшие пауки – членистобрюхие, у которых еще сохраняется наружное расчленение брюшка. Они почти не изменились за последние 350 млн. лет. Такие существа называют «живыми ископаемыми». Их сейчас осталось немного – около 20 видов. Более совершенная группа пауки-птицееды, к которым относятся около 2 тыс. видов. Сюда входят самые крупные пауки, которые, если расправят ноги, с трудом вмещаются на обеденной тарелке: например, гигантский птицеед – 11см. в длину, с ногами – 20см. Птицееды постепенно становятся обитателями домашних террариумов. Живут они долго, до 8-9 лет, а один, как утверждают, прожил в неволе 26 лет. Среди этой группы недавно были открыты самые маленькие пауки – до полумиллиметра длинной. И наконец, около 25 тыс. видов пауков принадлежит к группе высших – настоящих пауков.
Пауки выживают там, где другие животные гибнут, - например, на высокогорьях, пещерах. Часто им помогает способность долго, до нескольких недель, обходиться без пищи. Что помогло паукам добиться таких успехов в ходе эволюции?

Всем известно две отличительные черты этой группы. Во-первых, паутинная деятельность. Во-вторых, ядовитость.
Иногда пауков, чей укус опасен для человека, называют «ядовитыми пауками». Между тем, пауки ядовиты почти все. Просто очень мало кто из них может прокусить человеческую кожу, и поэтому большинство из них неопасно.
Укусом пауки парализуют добычу – яд как бы «отключает» её нервную систему, не позволяя проходить по ней электрическими импульсами.

На конце брюшка паука расположены паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Прочность паутины на разрыв – до 260 кг. на квадратный миллиметр. Паутинная нить – настоящее технологическое чудо. В ней соединены белки двух разных видов – твердые и эластичные. Нити ловчей паутины обычно покрыты клейким специальным веществом.

Значение пауков обычно сводят к вреду, причиняемому их укусами. Гигантские тропические птицееды – вовсе не чемпионы по ядовитости. Наиболее опасный из них, виновник многих достоверных смертельных случаев – маленький австралийский птицеед атракс, длиной всего около трех сантиметров.
Обитающий в Южных районах бывшего СССР каракурт, длиной чуть более сантиметра, - один из самых опасных. Смертность от его укусов, по данным американских исследователей, около 4%. Укус вызывает психическое возбуждение, боли во всем теле, слюно-потовыделения. Остальные опасные пауки, никакой опасности не представляют, хотя укус болезнен. Яд пауков используется в медицине. Значение пауков не исчерпывается ядом. Издавна люди пытались изготовить ткань из паутины. Пока что паутина находит применение только для изготовления перекрещивающихся нитей в окулярах различных оптических приборов.