ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПТИЦЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Отряд Гусеобразные — Anseriformes

”Дважды в год Господь посылает московитам перелет дичи, коего и вообразить себе нельзя, не увидав. Тучи лебедей, гусей и прочей птицы наполняют небеса денно и нощно. Даже беднейшие из жителей Москвы объедаются в эти дни дичью, сотнями возов доставляемою из ближних предместий, славя милость Создателя. Умелые охотники бьют гусей и уток прямо со дворов городских. Река под Кремлем черна бывает от водной птицы”. Густав фон Клаусбург. ”Путешествие в Московию, Валахию и Литву”.

Хотя такое количество дичи под Москвой уже давно не увидишь, кое-где осенний пролет гусеобразных по-прежнему остается впечатляющим явлением природы. Из птиц России к этому отряду относятся лебеди, гуси, казарки, утки и крохали.
У уток клюв плоский, края его усажены тонкими пластинками (другое название отряда — пластинчатоклювые), образующими своего рода сито для процеживания воды. Язык служит “поршнем насоса”, который всасывает воду с планктоном и затем проталкивает ее сквозь пластинки закрытого клюва, отцеживая лишнюю воду и отправляя пишу в глотку. У гусей, лебедей и казарок клюв более массивный (короткий и толстый), не так уплощен и больше приспособлен к питанию растениями. У рыбоядных крохалей клюв узкий, с крючком на конце. Пластинки по краям клюва у них превратились в зубчики, более пригодные для удерживания рыбы.
Хотя все птицы этого отряда в общем похожи и относятся к одному семейству, их биология довольно разнообразна. Полет машущий. Шея в полете вытянута. Самцы несколько крупнее самок. У многих видов уток на крыле несколько ярко окрашенных, часто с металлическим блеском, второстепенных маховых перьев. Это так называемое зеркальце, цвет которого часто служит видовым признаком. Три передних пальца соединены перепонкой.
Гнезда строят чаше на земле у воды, но некоторые виды гнездятся в дуплах деревьев или на скалах, и тогда только что вылупившиеся утята бесстрашно прыгают вниз, парашютируя лапами и крыльями. Некоторые виды устраивают гнезда в норах. Самки обычно выстилают гнездо пухом, который выщипывают у себя на брюшке. Уходя с гнезда, насиживающая птица прикрывает кладку этим пухом, чтобы защитить ее от переохлаждения и замаскировать.
У ряда видов гусеобразных при летней линьке маховые перья выпадают почти одновременно и птицы частично или полностью теряют способность к полету. В этот период самцы собираются в стаи и откочевывают в глухие места, в густые водные заросли или, наоборот, на большие водоемы, где спасаются от наземных хищников. Иногда эти кочевки принимают характер массовых перелетов, например, гуси-гуменники с Южного острова Новой Земли улетают линять на Северный. Самки линяют в то время, когда водят выводки. Гуси и лебеди линяют один раз в году, большинство видов уток два раза, а некоторые из них, например морянки, три раза.
Большинство гусеобразных — перелетные птицы, но часть особей многих видов иногда остается зимовать на незамерзающих водоемах.
В прошлом на Севере практиковалась хищническая охота на линных гусей. Вместе с отстрелом на пролете и мелиорацией в местах зимовок это привело к тому, что большинство видов лебедей, гусей и казарок оказалось в Красной книге.

В России гусеобразные — самая многочисленная группа водоплавающих птиц, их у нас 15 родов, относящихся к семейству Утиные: Лебеди, Гуси, Казарки, Красные утки, Речные утки, Красноносые нырки, Нырки, Гаги, Турпаны, Каменушки, Морянки, Гоголи, Мандаринки, Крохали, Савки.

Читайте также Справочник (учебник) по орнитологии: анатомия и морфология птиц, питание птиц, размножение птиц, миграции птиц и многообразие птиц, а также монографию к.б.н. В.В. Ивановского ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ БЕЛОРУССКОГО ПООЗЕРЬЯ.

Описания таксонов взяты из Определителя птиц и птичьих гнёзд средней полосы России (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2006).

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:

карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",