ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПТИЦЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Отряд Соколообразные — Falkoniformes, Семейство Ястребиные — Accipitridae, Род Настоящие орлы — Aquila

Беркут — Aquila chrysaetus

Внешний вид. Самый крупный орел. Молодые птицы отличаются светлым основанием хвоста и размытыми светлыми пятнами в середине нижней стороны крыльев. У взрослых на затылке обычно золотистые или рыжеватые заостренные перья; характерны очень крупные когти, широкий хвост и крылья, ровная темно-бурая окраска нижней стороны крыла, но все эти признаки довольно ненадежны.
  Хриплое “кьек-кьек-кьек”, напоминающее лай небольшой собачки.
Местообитания. Встречается в тех районах, где лесные массивы перемежаются с открытым ландшафтом — долинами рек и болотистыми пространствами.
Питание. Чаще всего питается грызунами и падалью. Самая крупная добыча в природе — зайцы и сурки, изредка лисы и кошки. Быстро летающих птиц беркут ловить не может, но в состоянии загнать не выносливых в полете и тяжелых.
Места гнездования. Гнездится в лесных массивах, чередующихся с достаточно широкими открытыми пространствами — речными долинами, болотами и т. д., избегает населенных районов.
Месторасположение гнезда. Гнездится на деревьях — соснах, дубах, грабах — обычно на высоте 15-20 м от земли и более. Иногда гнездо строит на скалах, в полупустынях и тундрах — иногда на развалинах зданий или на крупных кустах.
Строительный материал гнезда. Гнездо сооружает из толстых сучьев. Подстилка состоит из тонких частей растений, шерсти, волоса и т. п.
Форма и размеры гнезда. Постройка подновляется и с годами увеличивается, достигая огромных размеров — до 2000 мм в диаметре и такой же высоты. У каждой пары имеется 2-4 гнезда, которые используются по очереди.
Особенности кладки. Кладка из 2, реже 1 или 3 яиц грязно-белого цвета с бурыми пестринами и крапинками. Размеры яиц: (73-78) х (56-59) мм.
Сроки гнездования. Беркут — более или менее оседлая птица, во внегнездовое время совершающая лишь кочевки. К гнезду прилетает рано, в марте. В апреле происходит откладывание яиц. Промежуток между откладкой яиц составляет 3-5 суток. Насиживают самец и самка в течение 45 суток. Пуховые птенцы в гнезде появляются в конце мая, подлетки вблизи гнезда — в конце июля — начале августа. После вылета птенцы долгое время держатся около гнезда и только к концу августа становятся самостоятельными. Разбиваются выводки в конце сентября — начале октября, после чего молодые птицы живут поодиночке, а старые птицы продолжают держаться парами.
Распространение. Распространен по всей России, доходя на север до южных тундр, на юге обитает в горах Кавказа, Алтая, на востоке — в Якутии. Везде редок, на юге многочисленнее.
Зимовка. Зимой молодые птицы откочевывают к югу, старые кочуют по малоснежным местам, обычно недалеко от мест гнездования.
Хозяйственное значение. В Азии беркутов используют в качестве ловчей птицы, добывая зайцев и лисиц. Изредка используют также для охоты на волка и косулю. Занесен в Красную книгу России.

Описание Бутурлина. Большие хищные птицы давно привлекали к себе внимание человека. Еще древние греки считали орла птицей, посвященной Зевсу. И позднее орел — в литературе и искусстве — часто изображался как символ силы, мужества и благородства. Едва ли эта оценка орлов справедлива. Они похожи на сарычей и в быстроте, энергии, смелости значительно уступают не только соколам, но и большому и малому ястребам. Орлы красивы только в полете, когда они парят под облаками. При преследовании же добычи и нападении они не обладают ни молниеносной быстротой и страшным ударом сокола, ни стремительностью и ловкостью ястреба. Сила же орлов связана с их большой величиной. По этим причинам орлы никогда не употреблялись человеком в качестве помощников для охоты. Единственное исключение— это орел-беркут, которого и в природных условиях можно считать наиболее энергичным хищником среди орлов. И самое название “беркут” пришло в русский язык от народов, издавна охотившихся с этой птицей, от казахов и киргизов.
Беркут — крупная птица, весом до 4 килограммов, достигающая 2 метров и несколько более в размахе крыльев, с длиной крыла от 61 до 74 сантиметров. Клюв у него вытянутый и менее круто загибающийся книзу, чем у соколов и ястребов; когти очень велики и позволяют удерживать крупную добычу. Лапы оперены до пальцев, — по этому признаку орлы отличаются от других наших хищников (кроме только некоторых сарычей). Радужина глаз каряя.
Цвет оперения темно-бурый; узкие и заостренные к концам перья затылка золотисто-рыжеватые. Старые птицы имеют примесь этого же цвета в оперении груди, ног и подхвостья и по краю крыла. Перья хвоста красивого дымчато-серого цвета, с темно-бурой пестриной и черной конечной полосой. У молодых беркутов рыжеватого цвета в оперении тела нет, белые основания перьев более развиты, хвост белый, с черной вершиной. Взрослый наряд надевают орлы не сразу, а после 3-4 линек, то есть в возрасте около пяти лет.
В России беркут распространен почти повсеместно; нет его только в безлесных ровных степях и в тундре за пределами лесной растительности. Как и другие крупные птицы, он избегает густо населенных местностей и уклоняется от непосредственного соседства с человеком. Все же до сих пор одиночные пары гнездятся в лесах неподалеку от Москвы и Ленинграда. Громадный размах крыльев, затрудняющий для беркута полет между деревьями в лесу, заставляет этого орла избегать сплошных глухих лесов. В тайге он встречается поэтому в тех ее районах, где лесные массивы перемежаются с открытым ландшафтом — долинами рек и болотистыми пространствами. Нередки беркуты в горных районах Средней Азии и Кавказа, где скалы дают им удобные и спокойные места для гнездования, а горные птицы и звери — обильную пищу.
В сущности, беркуты всюду немногочисленны. Объясняется это тем, что охотничьи и гнездовые участки каждой пары очень велики: для прокормления стариков и выводка требуется территория в несколько квадратных километров (до 20); в близком соседстве одна от другой эти птицы не селятся.
Как и другие хищники, беркуты живут парами и из года в год держатся в определенном районе, выводя в нем детей и откочевывая из него в холодное время года. Одно и то же гнездо, расположенное высоко на дереве или на скале, служит паре много лет подряд, ежегодно исправляется и надстраивается и в конце концов превращается в громадную постройку, до 2-3 метров в диаметре. Иногда между его сучьями и ветвями располагаются гнезда воробьев, на которых орлы не обращают внимания.
В тех местах Азии, где еще практикуется охота с беркутами, охотники в самом начале гнездового периода (в конце февраля — начале марта) выезжают в горы или в степь на розыски орлиных гнезд. Число яиц в кладках у всех крупных орлов одинаково (1-2), и цвет — беловатый или зеленоватый с бурыми пестринами — также схож. Но яйцо беркута почти самое крупное — средний размер его 75х60 миллиметров, и особенно широкое, так что при поперечном обхвате его рукой взрослого мужчины остается промежуток пальца в два.
Найдя гнездо, охотники наблюдают за ним издали и стараются не тревожить птиц до той поры, пока не наступит время вынимать молодых из гнезда. Насиживание у орлов продолжается долго и только в мае выходят из яйца белые орлята. Орлят берут тогда, когда они начинают подниматься на пальцы (вначале они, как и другие птенцы хищных, сидят на цевках) и когда у них начинает пробиваться перо. Если при этом хотят поймать и взрослую птицу, то обычно у края гнезда, отдаленного от птенцов, настораживают капкан с ослабленной пружиной и обмотанными тряпкой дужками. Последнее делается для того, чтобы попавшийся в капкан орел не повредил лап.
Выкармливание выводка требует больших усилий со стороны родителей. В первое время добычу в гнездо приносит самец, а самка разрывает ее на кусочки и оделяет птенцов. Когда птенцы подрастут, они сами начинают расклевывать добычу.
Дневная жизнь орлов однообразна. Утром они регулярно облетают свой охотничий участок, придерживаясь определенных направлений (в период насиживания самка лишь на короткое время покидает гнездо). Охота начинается вскоре после восхода солнца, как только рассеется утренний туман и видимость добычи станет достаточной. Днем птица обычно отдыхает и только в жару иногда поднимается высоко в воздух, ища прохлады. Ночуют беркуты у гнезда, а после вывода детей — где-нибудь в спокойном и защищенном от ветра и непогоды месте; на ночлег летят осторожно, без крика (обычный голос орлов “кьев-кьев-кьев...” напоминает лай небольшой собачки).
Пищей беркуту служат преимущественно средней величины млекопитающие — зайцы, молодые козлята, оленята, косули. Быстро летающих птиц он ловить не может, но в состоянии загнать не выносливых в полете и тяжелых. Нападение на добычу происходит различно. Чаще всего беркут хватает зверя одной лапой за голову, а другой за спину, стараясь переломить спину. Если это не удается, орел старается разорвать зверю шею клювом, — жертва гибнет тогда от повреждения крупных сосудов. Сидя на сопротивляющейся добыче, орел не складывает крыльев, а балансирует, сгибая временами то одно крыло, то другое и нанося иногда удары твердыми маховыми в голову пойманному зверю.
До сих пор в Казахстане и Киргизии беркут служит излюбленной ловчей птицей. В некоторых районах (Каракольском, Нарынском и других) промысловую добычу лисы и некоторых других пушных зверей ведут главным образом охотники-беркутчики. За охотничий сезон хороший беркут может доставить хозяину до 50 лисиц, а наилучшие птицы и больше. Хорошо выношенный орел берет даже волка и антилопу-джейрана. Понятно поэтому, что за отличного орла предлагают двух лошадей с приплатой, но и это обычно не соблазняет владельца.

Читайте также Справочник (учебник) по орнитологии: анатомия и морфология птиц, питание птиц, размножение птиц, миграции птиц и многообразие птиц, а также монографию к.б.н. В.В. Ивановского ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ БЕЛОРУССКОГО ПООЗЕРЬЯ.

Описания видов взяты из Определителя птиц и птичьих гнёзд средней полосы России (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2006).

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:

карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",