ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПТИЦЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Отряд Ржанкообразные — Charadriiformes, Семейство Бекасовые — Scolopacidae, Род Веретенники — Limosa

Большой веретенник — Limosa limosa

Внешний вид. Крупнее голубя, брюхо и надхвостье белые, на боках и груди темные поперечные полосы, хвост черный с белым основанием, спина темная, на крыле белая полоса. Клюв прямой. Зимой голова и грудь серые, а не рыжие.
  Быстрое “вик-вик-вик”.
Местообитания. Обитатель степных болот и мокрых лугов, в особенности широких болотистых речных долин, а во время пролетов — илистых побережий.
Места гнездования. Гнездится на сырых лугах поблизости от воды, поросших травой болотах и топких травянистых берегах озер.
Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает обычно в редкой траве на открытых плешинах среди болота, иногда на верхушке кочки у воды. Можно встретить гнездо и в густой луговой траве и даже под кустами.
Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой ямку в почве с мелким лотком. В открытых гнездах подстилка весьма скудная, состоит из нескольких травинок. Гнездо, расположенное среди густой травы, имеет толстую подстилку из сухой растительной ветоши.
Особенности кладки. Кладка из 3-5, чаще 4 яиц, окрашенных в оливково-зеленый, реже красновато-бурый цвет с большими темными оливково-бурыми поверхностными и более глубокими пепельно-серыми пятнами. Размеры яиц: (49-60) х (34-41) мм.
Сроки гнездования. Прилетает во второй половине апреля — начале мая. Откладывание яиц происходит в мае. Хорошо летающих птенцов можно встретить в конце июня. Отлет наблюдается в августе.
Распространение. Большой веретенник на гнездовании занимает пространство от Исландии и Бельгии до Камчатки и Уссурийского края. Самые северные места гнездований у нас — среднее течение Северной Двины, районы Тюмени и Тобольска до 61° северной широты, район Ачинска, самые южные части бассейна Вилюя, Камчатка; встречен в июле на Анадыре. Самые южные гнездованья — в Бессарабии, в низовьях Днестра и Днепра, в Крыму, восточной части Закавказья, в низовьях Волги, Урала, Сыр-Дарьи, на Тянь-Шане, в Монголии и Южно-Уссурийском крае.

Описание Бутурлина.
Большой веретенник — крупный кулик, величиной с галку. Большого веретенника можно отличить на лету по белой крыловой полосе, образованной основаниями второстепенных и внутренних из первостепенных маховых. Размеры его: длина крыла 18-24 сантиметра, вес 230-340 граммов.
В летнем наряде он кажется рыжим и на расстоянии, но отличается от других рыжих куликов, например от исландского песочника, кроме величины, длинными ногами и очень длинным, почти прямым, (чуть-чуть перегнутым кверху) клювом. Но у нас есть еще два чрезвычайно похожих кулика, от которых большой веретенник отличим лишь при более подробном рассмотрении. Это, во-первых, малый веретенник, отличающийся, в сущности, не величиной, но тем, что у него верхние кроющие хвоста, подмышечные перья и самый хвост (рулевые перья) в белых и темных поперечных полосах или отметинах, а у большого веретенника подмышечные перья и короткие из верхних кроющих хвоста, как и вся основная половина хвоста, белые, вершинная же половина хвоста, кроме самых кончиков, черная; во-вторых, очень редкий бекасовидный веретенник, у которого клюв похож на бекасиный, то есть прямее, тоньше и мягче, чем у веретенника, и несколько расширенный в передней трети, чего у веретенника нет; плюсна и сзади покрыта сетчатой кожей, а не поперечно вытянутыми щитками, как у большого веретенника; от последнего бекасовидный веретенник отличается и рядом других существенных признаков.
Веретенник — птица степных болот и мокрых лугов, в особенности широких болотистых речных долин, а во время пролетов — илистых побережий. В огромном количестве он гнездится у степных озер в северном Казахстане и на юге Западной Сибири. Это довольно осторожная птица (кроме гнездового периода), хорошо бегающая и плавающая и превосходно летающая. Птица очень общественная.
Заняв после прилета подходящие места, веретенники приступают к гнездованию, селясь преимущественно колониями. Охраняя свое гнездо, веретенники забывают всякую осторожность и вылетают навстречу каждому, подходящему к колонии. Налетают почти вплоть, трепещут в воздухе на изогнутых, быстро машущих крыльях, вытянув ноги, то и дело садятся в нескольких шагах от человека или собаки, отбегают, вновь взлетают, облетают кругом, и вое это со своими громкими, высокими, даже, визгливыми разнообразными криками.
В течение августа в большинстве местностей идет отлет этих куликов. На Украине пролет продолжается в течение сентября, а на южном побережье Приморья они попадаются еще в первой трети октября.

Читайте также Справочник (учебник) по орнитологии: анатомия и морфология птиц, питание птиц, размножение птиц, миграции птиц и многообразие птиц, а также монографию к.б.н. В.В. Ивановского ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ БЕЛОРУССКОГО ПООЗЕРЬЯ.

Описания видов взяты из Определителя птиц и птичьих гнёзд средней полосы России (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2006).

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:

карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",