ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПТИЦЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Отряд Воробьеобразные — Passeriformes, Семейство Жаворонковые — Alaudidae, Род Полевые жаворонки — Alauda

Полевой жаворонок — Alauda arvensis

Внешний вид. Немного крупнее воробья, спинная сторона серо- или буровато-охристая с густыми бурыми продольными пестринами, брюхо белое, на груди мелкие бурые пестрины. На голове короткий округлый хохолок, по бокам хвоста белые полоски. Бровь светлая.
  Крик — негромкое “чрр-ик”, песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко.
Местообитания. Обитает в полях, лугах и степях, в том числе горных. Красивая песня полевого жаворонка часто бывает слышна в небе в солнечные летние дни даже на окраинах городов. Никогда не бывает в лесу.
Питание. Питается семенами и насекомыми.
Места гнездования. Жаворонок — типичная полевая птица. Хотя он гнездится и на суходольных лугах, обширных лесных полянках, травянистых лесных опушках, но всем этим местам обитания он явно предпочитает обработанные поля. Особенно охотно гнездится в озимых и яровых хлебах.
Месторасположение гнезда. Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, обычно среди негустой, иногда совсем редкой травы.
Строительный материал гнезда. Довольно рыхлая и грубая подстилка состоит из стебельков и корешков различных травянистых растений. Внутренний слой образован из более тонкого и мягкого материала, иногда с примесью конского волоса.
Форма и размеры гнезда. Помещаемое под кустиком травы гнездо хорошо замаскировано и затенено, так что обнаружить его нелегко. Диаметр гнезда 70-80 мм, высота гнезда 40-60 мм, диаметр лотка 50-60 мм, глубина лотка 30-50 мм.
Особенности кладки. Кладка из 4-6 яиц грязно-белого или желтоватого цвета, почти сплошь покрытых мелкими бурыми крапинками, сгущающимися к тупому концу. Размеры яиц в среднем 23 х 17 мм.
Сроки гнездования. Полевой жаворонок прилетает весной рано, в самых первых числах апреля, но к постройке гнезда приступает только тогда, когда подрастет на полях зелень, т. е. примерно в первых числах мая. Насиживание первой кладки продолжается 14 суток, а выкармливание птенцов в гнезде — примерно 10 дней. Птенцы покидают гнездо, не умея еще летать. В конце мая — середине июня они уже хорошо летают и кормятся самостоятельно. В июне может быть вторая кладка. Птенцы второго вывода становятся самостоятельными в июле. Отлет проходит с середины сентября до начала октября.
Распространение. Распространен почти по всей стране, доходя на север до зоны тундр, в основном по сухим открытым местам.
Зимовка. Перелетная птица, зимует на юге Европы. Возвращается с зимовки очень рано, иногда уже в марте, и остается до ноября.

Описание Бутурлина. Жаворонок — типичная полевая птица. Численность его из года в год увеличивается, и это тесно связано с расширением площади пахотных земель. Обработанные поля он явно предпочитает травяным лугам и в степях (особенно полынных) встречается реже, так как его там заменяют другие виды.
Прилетая очень рано, когда питание еще плохо обеспечено, жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках, или близ опушек, где можно спрятаться от ветра и непогоды. В таких местах они бегают по земле и отыскивают осыпавшиеся прошлогодние семена трав, например птичьей гречихи, воробейника, пикульника, мокричника и многих других. Из диких злаков особенно любят щетинник, росичку (дикие виды проса), а из культурных — семена овса и пшеницы. Ячмень и рожь едят менее охотно. В общем же, зерновой корм состоит, главным образом, из мучнистых семян, а маслянистые идут в пищу много реже. Семена жаворонки глотают целиком, не расшелушивая. Вместе с семенами они клюют мелкие камешки (гальку), которые в желудке помогают размельчению твердых зерен. Ранней весной, когда молодые ростки посевов только-только пробьются из земли, жаворонки едят и их, но не приносят этим существенного вреда. Сходным образом питается жаворонок и осенью, когда зерновой корм более обилен. Но весной, позднее, когда сойдет снег и поля покроются подрастающей зеленью всходов, среди которых появятся различные мелкие насекомые, жаворонки переходят на животный корм, и все лето он составляет их основную пищу.
Быстро перебегая под прикрытием густых зеленых всходов, жаворонок то тут, то там схватывает ползущую добычу — мелкого жучка, паучка, личинку — или находит куколку бабочки. Летающих или поднимающихся высоко на стебли насекомых он не ловит, кормясь всегда на земле. Здесь же он утоляет и жажду — росой, осевшей на растениях. А если в своих поисках корма попадает в поле на местечко с сухой, рассыпчатой землей (пылью) или песком, он начинает купаться, трепыхаясь, как курица, ложась набок и распуская крылья. Иногда такие места становятся даже излюбленными и посещаются ежедневно в сухую жаркую погоду.
Гнездиться жаворонок начинает не сразу по прилете, а лишь когда зелень на полях и межах подрастет. Пары образуются вскоре же по прилете, и гнездовые места определяются рано, но только с половины мая можно находить гнезда жаворонков. Обычно они вьют их на меже или близ нее, там, где погуще трава или посевы. Расположение на земле, большей частью даже в ямке (например выдавленной копытом лошади), не требует особой прочности постройки, и потому гнезда очень рыхлы и грубы — построены главным образом из соломинок и других стеблей. Лишь внутри выстилка тоньше и мягче, иногда с примесью конского волоса. Полная кладка состоит из 4-6 яиц (длиной 22-23 миллиметра), грязно-белого или желтоватого общего тона, который почти сплошь закрыт мелкими бурыми пятнышками и крапинками. Насиживает одна самка в течение двенадцати-четырнадцати дней (в зависимости от температуры воздуха), и приблизительно столько же времени птенцы сидят в гнезде. Но еще не умея летать, они выбираются из гнезда и прячутся поблизости, среди корней и стеблей. Тихо сидящий птенчик-слеток точно надевает “шапку-невидимку”, — настолько его буро-пестрое оперение сливается с окружающими предметами.
Перед началом гнездования пение жаворонка достигает наибольшей силы. В мае пение слышится весь день и даже часть ночи, так что неизвестно даже, когда птица успевает перехватить корма или спать. Трепеща крылышками, с звенящими и свистовыми переливчатыми трелями поднимается певец в вышину и держится там почти на одном месте. Иногда он забирается так высоко, что маленькой точкой теряется в небе. В тех местах, где жаворонков много, от трелей невидимых певцов точно звенит и журчит само голубое небо. И если прислушаться внимательнее к двум певцам, поющим одновременно, то можно заметить некоторую разницу как в их напевах (трелях), так и тембре песни (высоте и вибрациях тонов, звучности и т. п.). Предполагается, что различия зависят от возраста певца (старые поют лучше, у них больше разных трелей), но несомненно, что имеется и просто индивидуальная изменчивость. Интересно произвести сравнение пения жаворонка в разных областях (у географических подвидов). Некоторые певцы вставляют в свои трели позывы степных грызунов и передают их очень точно. В песне иногда приходится слышать и голоса птиц, с которыми жаворонки встречаются на зимовках или на пролете.
Песня обрывается сразу, внезапно. Замолчав, самец камнем падает вниз, большей частью в районе гнезда или близ самки. Но никогда он не падает прямо к гнезду, а бежит к нему по земле. Весной после падения обычно происходит спаривание, а затем новый полет ввысь.
Эта характерная привычка жаворонков — петь на лету над полями — для многих певцов оказывается губительной. Есть враг, настигающий их в самый разгар трелей, — это сокол-чеглок, охотящийся за жаворонками на полях и истребляющий их в немалом количестве. Чеглок хватает свою добычу только на лету, и лишь быстрое падение может спасти жаворонка от гибели. Но и на земле у него есть враги: ласки, хорьки, из птиц — луни, разоряют его гнезда, пьют яйца и поедают птенцов.
Во многих местах, даже в средней полосе России, полевой жаворонок в хорошее лето делает два вывода птенцов. Но к июлю пение уже почти прекращается, и по полям можно встретить небольшие стайки-выводки (из 4-б птиц), перелетающие по межам и окраинам. После жатвы они становятся многочисленнее и более заметны на жнивьях, где кормятся опавшими и просыпанными зернами.
Перекликаясь журчащими позывами, напоминающими отдельные звуки песни (“фрриу... фир-лирли...”), птицы перелетают вперед, а если вы подходите ближе, стайка рассыпается в разные стороны. Но отойдите подальше и оглянитесь: вы увидите, что она соберется снова и примется за прерванное занятие — поиски семян. Так кочуют стайки до отлета, который в средней полосе Европейской части России начинается в сентябре, тянется весь октябрь и проходит мало заметно. В малоснежные зимы немногие стайки остаются зимовать даже на Украине, присоединяясь иногда к стаям степного жаворонка.

Читайте также Справочник (учебник) по орнитологии: анатомия и морфология птиц, питание птиц, размножение птиц, миграции птиц и многообразие птиц, а также монографию к.б.н. В.В. Ивановского ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ БЕЛОРУССКОГО ПООЗЕРЬЯ.

Описания видов взяты из Определителя птиц и птичьих гнёзд средней полосы России (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2006).

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:

карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",