ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Парусники – Papilionidae

Мнемозина
Parnassius mnemosyne (Linnaeus, 1758)

Clouded Apollo

Мнемозина - Parnassius mnemosyne, парусник мнемосина, аполлон черный, Papilio mnemosyne, Driopa mnemosyne, P. mnemosyne estonicus, P. mnemosyne demaculatus, P.mnemosyne craspedontis, P.mnemosyne caucasius, P.mnemosyne borussianus, P.mnemosyne nubilosus, P.mnemosyne krzikallai, P.mnemosyne karjala, P.mnemosyne uralca, P.mnemosyne ucrainicus, P.mnemosyne ugrjumovi, P.mnemosyne wagneri, P.mnemosyne weidingeri, P.mnemosyne poppii, P.mnemosyne schillei

Происхождение названия. Мнемозина (греческая мифология) – богиня памяти, мать девяти муз, дочь Урана и Геи.

Синонимы. Парусник мнемосина, черный аполлон, = Parnassius mnemosyne estonicus Bryk, 1890 = Parnassius mnemosyne demaculatus Fruhstorfer, 1908 = P.mnemosyne craspedontis Fruhstorfer, 1909 = P.mnemosyne caucasius Verity, 1845 = P.mnemosyne borussianus Frufstorfer, 1922 = P.mnemosyne nubilosus Christoph, 1873 = P.mnemosyne krzikallai M. Hering, 1863 = P.mnemosyne karjala Bryk, 1900 = P.mnemosyne uralca Bryk, 1921 = P.mnemosyne ucrainicus Bryk & Eisner, 1932 = P.mnemosyne ugrjumovi Bryk, 1914 = P.mnemosyne wagneri Bryk, 1895 = P.mnemosyne weidingeri Bryk & Eisner, 1932 = P.mnemosyne poppii Bryk, 1912 = P.mnemosyne schillei Bryk, 1865 = Driopa mnemosyne = Papilio mnemosyne Linnaeus, 1758.

Внешний вид. Крылья белые, с двумя округлыми черными пятнами на передних крыльях, а также с обширным полупрозрачным полем у вершин этих крыльев. Усики совершенно черные. В отличие от Parnassius apollo, мнемозина меньше по размеру и лишена красных пятен на крыльях, так что похожа больше на Parnassius delius (синоним подвида Parnassius phoebus sacerdos).

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 26-31 мм.

Ареал вида. Европа, Кавказ и Закавказье, Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Средний и Южный Урал, Южный Алтай.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский(?), Нижневолжский, Северо-Уральский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Распространен на большей части Восточной Европы, доходя на юге до лесостепей. На севере региона достигает южных районов Архангельской области России, а также центра республики Коми и Северного Урала. Далее на юг встречается по всей северной России и южной Финляндии, во всех прибалтийских государствах и Беларуси. В Польше очень локален на северо-востоке страны, но южнее в горах и предгорьях более обычен (Судеты, Бескиды, Бещады, Свентокшиские горы). Нередок в долинах Словакии и Венгрии. Широко распространен на возвышенностях Румынии, предгорьях и горах Восточных и Южных Карпат. От Северной Молдовы и Западной Украины ареал вида, не заходя в степи, простирается на восток по черноземной полосе России до Прикаспия и Южного Урала (самые восточные популяции известны из Челябинской области), а южнее от Придонья довольно обычен до предгорий и гор Главного Кавказского хребта. Самое юго-восточное нахождение в Нижнем Поволжье известно из северной части Волго-Ахтубинской поймы в Астраханской области. На Кавказе встречается от окрестностей Красной Поляны до субальпийского пояса лугов Дагестана. Отсутствует в большинстве районов степного Предкавказья и отчасти в Черноземье. В равнинной части встречается изолированными компактными популяциями, бабочки в которых летают в очень ограниченных стациях. Миграциям вид практически не подвержен, поэтому полностью исчезает при деструктивном воздействии на местообитания.

Местообитания. Опушки смешанных лесов, разнотравные поляны по берегам небольших рек и ручьев. Часто встречается вне крупных массивов леса по закустаренным поймам небольших рек с обязательным присутствием открытых нетронутых участков. Летает в местах произрастания кормовых растений (различные виды хохлаток). В горах и предгорьях по лесным полянам, разнотравным пойменным лугам и криволесьям, реже вырубкам и просекам. В Карпатах обитает на высотах до 1600 м над ур. м., а в горах Кавказа – в поясе от 400 до 2500 м. Бабочки активны в основном в безветренную солнечную погоду, для них характерен медленный планирующий полет. Самки появляются примерно на неделю позднее самцов, предпочитают сидеть на траве и довольно редко перелетают на небольшие расстояния.
В Европе, как правило, не поднимается в горах выше 1500 м. В Азии черный аполлон известен и в более высоких местах.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, лет в умеренных широтах проходит с начала мая по середину июня, на юге ареала и предгорьях Южных Карпат и Кавказа вылет бабочек наблюдается с апреля, на севере – с конца мая. В тайге и на высокогорьях лет имаго задерживается до середины июля.

Размножение. Кладка составляет свыше 40 яиц, самки откладывают по 1-2 яйца на увядшие листья и стебли хохлаток или рядом с ними на почву. Яйцо беловатое либо розовато-белое, полушаровидное с небольшой ямкой в верхней части, с зернистой структурой хориона. Зимует яйцо (иногда гусеница), в стадии с полностью сформировавшимися гусеницами.

В апреле – начале мае следующего года появляются гусеницы – черные, с красными и желтыми пятнами. Гусеница мнемозины похожа на личинку обыкновенного аполлона, покрыта черными короткими волосками, в последнем возрасте достигает длины 42 и даже 45 мм. По бокам сегментов размещаются оранжево-красные либо оранжево-желтые пятна (на 2-м и 3-м сегментах их по 4 штуки, на остальных – по 2). Осметрий желтого цвета. Днем гусеницы прячутся, зарывшись в подстилку или в листья на почве, питаются только ночью. Активна гусеница c апреля по май (иногда по июнь – в зависимости от высоты над уровнем моря). Если зимует гусеница – то с августа по июнь.

Окукливание проходит на земле, при этом гусеница зарывается в листья и свивает довольно плотный кокон. Стадия куколки – около двух недель. Куколка тупоконечная, в первый день имеет светло-коричневую окраску с рядом светло-желтых пятен на боках, позже приобретает однотонный темно-бурый окрас с белым налетом.

Кормовые растения гусениц. Corydalis cava – хохлатка полевая, Corydalis solida – хохлатка плотная.

Время лёта. Май, Июнь (1 декада).

Охранный статус. Включен в Красные книги Восточной Фенноскандии для Финляндии, для Карелии, для Норвегии, а также в Красные книги Латвии (1998), 1 категория; Беларуси (2004), 3 категория, Украины (1994), многие региональные Красные книги России. Охраняется в Польше и Словакии. Для данного вида приводятся следующие лимитирующие факторы: уничтожение или деградация травянистой растительности на лесных полянах в результате застройки, распашки, перевыпаса, интенсивных сенокошения и рекреации.
При нарушении или зарастании пойменных лугов в долинах рек популяция может постепенно перемещаться в подходящие биоценозы по соседству, при их отсутствии – вымирает. На севере региона в местах труднодоступных для освоения человеком (поймы многих лесных рек с полянами) численность популяций не вызывает пока тревоги.
Также вид как многочисленный известен из поймы реки Воронеж, заповедника Галичья Гора, Приокско-Террасного заповедника. Для Урала нередко приводится как "обычный". Но происходит постепенное уменьшение количества мелких и изолированных популяций, расположенных вблизи крупных населенных пунктов. Современное сокращение численности обусловлено исчезновением кормового растения и открытых биотопов, что связывается с увеличением антропогенной нагрузки на места обитания вида и потеплением и увлажнением климата. Охраняется во многих заповедниках европейской России (Тебердинском, Воронежском, Пинежском, Дарвинском, Приокско-Террасном, Шульган-Таш, Басеги, Висимском и др.).

Особенности систематики. У бабочки имеется множество рас и форм. Например, Parnassius mnemosyne ssp. batavus Fr. летает в районе Регенсбурга, ssp. ariovistus Fr. на юге Вюртемберга и в Швабских Альпах, ssp. hercynianus в Гарце и ssp. hassicus Pag. в Гессене. Кроме того, можно назвать формы ssp. hartmanni Stdf. из восточной части Баварских Альп и melaina Hon. с пыльцой интенсивного черного цвета, а также подвиды timanica Eisner et Sedych, 1964 и ugrumovi Bryk, 1914.
Для множества подвидов, описанных из различных частей Европы невозможно проследить как морфологические признаки, которые четко отличали ли бы один подвид от другого, так и географические тенденции изменчивости. Например, особи, которые развивались в жаркий сезон в средней полосе России, могут быть схожи с особями с Предкавказья или средней Украины. Невозможно установить и ареалы подвидов, так как ареал вида сплошной и не имеет значительных разрывов на территории Восточной Европы.
Бабочки подвида uralca Bryk, 1921 отличаются крупными размерами и округлыми четкими черными пятнами в центральной ячейке переднего крыла, водятся на Южном Урале. Отличающися от них отсутствием серого напыления по жилкам у внешнего края крыла и другими признаками tjumensis Kreusberg, 1989 обнаружены северо-восточнее Тобольска.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: