ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Парусники – Papilionidae

Поликсена
Zerynthia polyxena ([Denis et Schiffermuler], 1775)

Southern Festoon

Поликсена - Zerynthia polyxena, зеринтия поликсена, парусник поликсена, Zerynthia hypsipyle, Zerynthia hypermnestra, Thais polyxena, Zerynthia cassandra, Papilio polyxena, Papilio rumina alba, Zerinthia polyxena, Parnasius polyxena

Происхождение названия. Поликсена (греческая мифология) – дочь троянского царя Приама и Гекубы, возлюбленная Ахиллеса, принесенная в жертву его тени Неоптолемом.

Синонимы. Парусник поликсена, зеринтия поликсена, = Zerynthia hypsipyle Schulze, 1776 = Zerynthia hypermnestra Scopoli, 1763 = Thais polyxena = Zerynthia cassandra (Geyer, [1828]) = Papilio polyxena Denis & Schiffermuller, 1775 = Papilio rumina alba Esper, 1794 = Zerinthia polyxena = Parnasius polyxena.

Внешний вид. Одна из самых красивых и редких бабочек Европы. Ее окраска столь необычна, что в северной части ареала ее спутать просто не с кем. Крылья желтые, с отчетливой волнистой линией вдоль внешнего края и многими черными пятнами; задние крылья с пятью оранжевыми постдискальными пятнами. Окраска обоих полов одинаковая.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 28-32 мм.

Ареал вида. Южная и Юго-восточная Европа (на запад до юго-востока Франции), северное побережье Турции, Западный Кавказ, Южный Урал, запад Прикаспия.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Средне-Волжский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Вид распространен по долинам рек юга региона в степном и лесостепном поясе от Венгрии и южной Румынии на западе на восток до Южного Урала и Прикаспийской Низменности. На юг от степей Придонья вид редко и локально встречается на Черноморском побережье России (от Новороссийска до Туапсе, найден в Кабардино-Балкарии – в окрестностях Прохладного, а также на лакколитах на юге Ставропольского края (горы Бештау, Лысогорская, окрестности Минеральных Вод). На север достигает Южной Польши, где был достоверно известен из двух мест: Вапеница на Шлёнске (вымер в начале ХХ века) и из долины реки Попрад в Малопольском воеводстве (единственный экземпляр пойман в 1947 году). Приводится для южной Словакии. На западе Украины известен с верхнего течения Днестра. По среднему течению Днепра заходит на юг Гомельской области Беларуси, на такой же широте обитает по долине реки Десна. В России самые северные находки приводятся для Рязанской области, известен также из окрестностей города Владимир. Самая северо-восточная находка – левый берег реки Вятки южнее Мамадыша. Широко распространен в Среднем Поволжье, где более локален в северной части (в Чувашии встречается у Красного Яра, в Сосновском районе), а также в Курской области. В Нижнем Поволжье связан с поймами крупных рек в лесостепной части Саратовской области, отмечен также на Правобережье Волгоградской области. Широко распространен в Ростовской области, где встречается в поймах рек в Аксайском, Миллеровском, Тарасовском, Мясниковском и других районах. Самые восточные точки ареала расположены в Оренбургской области в пойме реки Урал – окрестности села Донского.

Местообитания. Разнотравные, как правило, пойменные степи и луга с присутствием кормового растения (кирказон Aristolochia). Бабочка характеризуется плавным неторопливым планирующим полетом, предпочитая не отлетать далеко от кормовых растений. Остепненные луговины в широколиственных пойменных лесах, летают и питаются в солнечную погоду. В горах предпочитают теплые, солнечные и сухие места на высоте до 1000 м – склоны оврагов, опушки лесов, ивняки и ольшанники вдоль водостоков. Летают над землей неровным, порхающим полетом, часто садятся на цветы и стебли растений. Не пугливы. Виду присуща слабая миграционная способность.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении и летает с середины апреля до начала июня. В зависимости от широты и сезона, лет может начинаться раньше или слегка задерживаться.

Размножение. Самка в конце мая откладывает по одному яйцу снизу на лист кормового растения. Яйцо сферическое, беловато-перламутровое, диаметр – 1-1,2 мм. Эмбриональное развитие длится примерно 5 дней.

Молодые гусеницы черные, часто живут скрытно – в глубине цветков кирказона – по одной-две на самом дне цветка, кормясь при этом столбиками пестиков. Кроме того, могут кормиться на нижней стороне недавно распустившихся листков у вершины побега. Взрослые гусеницы обычно яркие, красновато-желтые, розоватые, желтовато-бурые или зеленовато-желтые с 5 рядами мясистых выростов буровато-красного цвета, имеющих черные вершины. На каждом сегменте по 5-7 черных бородавочек. Личинки держатся небольшими группами (до 20 штук на одном кусте), реже – по одной. Гусениц можно обнаружить с мая по июль в зависимости от высоты местообитания над уровнем моря. Развиваются гусеницы поликсены 4-5 недель. За 3-5 дней до окукливания гусеницы перестают питаться, переходят на стебель и оплетают себя тонким "пояском". Окукливаются, резко сбрасывая "шкурку" и в первые минуты подергивая кремастером.

Окукливание проходит на кормовом растении или в укрытии, иногда на нижней стороне камней. Куколка буроватая, конусовидной формы, прикреплена к листьям и стеблям кормового растения паутинным пояском и кремастером. От заостренного головного конца отходит паутинка, которая удерживает куколку на стебле в вертикальном положении. Зимует куколка. Может диапаузировать два года и более.

Кормовые растения гусениц. Aristolochia clematis – кирказон обыкновенный, Aristolochia pallida – кирказон бледный, Aristolochia pistolochia – кирказон, Aristolochia rotunda – кирказон округлый.

Время лёта. Апрель (2-3 декада), Май, Июнь (1 декада).

Охранный статус. Вид был включен в Красную книгу СССР, 1984 г. (2 категория), внесен в Красную Книгу Украины (1994) – 2 категория, Беларуси (2004) – 1 категория, охраняется в Польше, Словакии.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: