ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Переливницы – Apatura

Переливница тополёвая
Apatura ilia ([Denis et Shiffermuller], 1775)

Lesser Purple Emperor

Переливница тополёвая - Apatura ilia, радужница малая, переливница илия, переливница малая, Papilio ilia, Papilio julia, Papilio laura

Происхождение названия. Илия (римская мифология) – Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, родоначальница римлян.

Синонимы. Переливница илия, переливница малая, радужница малая, = Papilio ilia [Schiffermuller], 1775 = Papilio julia (Schranck, 1801) = Papilio laura (Viellot, 1821).

Внешний вид. Сходна с ивовой, или большой переливницей, отличаясь от нее наличием оранжевых глазков на передних крыльях и отсутствием зубцевидного выступа на белой перевязи задних крыльев. Кроме того, испод крыльев этой переливницы не серо-бурый, а ближе к фиолетово-бурому. Самки тополёвой переливницы крупнее самцов и не имеют характерной для самцов переливающейся окраски.

Размеры. Размах крыльев до 8 см. Длина переднего крыла 31-41 мм.

Ареал вида. Центральная, Южная и Восточная Европа, Кавказ и Закавказье, Южный Урал, северо-запад Казахстана, Восточное Забайкалье, Северо-восточный Китай, Приамурье, Приморье, Корея, Япония.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Вид обитает в лесном и лесостепном поясах Восточной Европы. На северо-востоке границу ареала можно провести от Ленинградской области России на восток до Южного Урала. Встречается по всей Польше, Словакии, Венгрии, Румынии, Беларуси. На Украине не отмечен только в средне-степной и сухостепной подзонах степной зоны и в Крыму. В России ареал простирается от Среднерусской возвышенности и Южного Урала на юг до Кавказа, где известны находки вида в Ростовской области у Таганрога и станицы Ефремово-Степановской, на юге Ставропольского края и севере Кабардино-Балкарии, северной части черноморского побережья и Адыгеи, в центральной части Волго-Ахтубинской поймы в Астраханской области. Отсутствует в сухостепной подзоне.

Местообитания. Берега рек и ручьев, поляны и опушки широколиственных и смешанных лесов, ивовые заросли. В горы не поднимается выше 1000 м над ур. м. Самцы часто образуют скопления по берегам луж, ручьев или на экскрементах крупных животных, привлекаются человеческим потом. Самки ведут скрытый образ жизни, держатся в основном в кронах и крайне редко спускаются под полог леса.

Жизненный цикл. Как правило, развивается в одном поколении. Лет бабочек наблюдается с начала июня по начало августа. На юге ареала или в жаркие годы в конце августа и сентябре могут появляться бабочки второго поколения.

Размножение. Внешне гусеница очень схожа с личинкой большой переливницы, но рожки на голове спереди черноватые. Зимует гусеница раннего возраста, обычно на ветках кормового растения.
Куколка прикрепляется к субстрату (ветки или листья) головой вниз. Куколка беловато-зеленая, развивается от двух до трех недель, в июне.

Кормовые растения гусениц. Populus alba – тополь белый, Populus nigra – тополь черный, Populus tremula – осина, Populus sp. – тополь, Salix alba – ива белая, Salix carpea – ива козья, Salix rosmarinifolia – ива розмаринолистная, Salix viminalis – ива корзиночная, Salix sp. – ива.

Время лёта. Июнь, Июль, Август.

Охранный статус. Включен в Красные книги: Латвии (1998) (2 категория), Смоленской области в России (1997) (4 категория), Восточной Фенноскандии (1998) для Германии (4 категория). Лимитирующие факторы: общее ухудшение экологической обстановки в естественных местах обитания.

Особенности систематики. В Восточной Европе вид представлен евро-сибирским номинативным подвидом. Наряду с типовой формой встречается форма с желтоватыми перевязями на верхней стороне крыльев – clytie Denis et Schiffermuller. Крылья самцов на верхней стороне имеют синий отлив. Есть также красная форма (f. clytie Schiff.), которую называют красной радужницей, белые глазки в углах передних крыльев замещаются красновато-желтыми, местами эта форма более многочисленна, нежели номинативная.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: