ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Переливницы – Apatura

Переливница ивовая
Apatura iris (Linnaeus, 1758)

Purple Emperor

Переливница ивовая - Apatura iris, переливница большая, радужница большая, переливница ирис, переливница ирида, Papilio iris, Papilio suspirans, Papilio junonia, Papilio rubescens, Apatura pallas, Papilio beroe, Chitoria palla

Происхождение названия. Ирис (греческая мифология) – Ирида, дочь Тавманта и океаниды Электры, богиня радуги, посредница между богами и людьми.

Синонимы. Переливница большая, радужница большая, переливница ирис, переливница ирида, = Papilio iris Linnaeus, 1758 = Papilio suspirans (Poda, 1761) = Papilio junonia (Borkhausen, 1788) = Papilio rubescens (Esper, 1781) = Apatura pallas Leech, 1890 = Papilio beroe Fabricius, 1793 = Chitoria pallas.

Внешний вид. Крылья с "металлической" окраской, сверху черно-бурые, с контрастными белыми пятнами на передних крыльях и с белыми перевязями на задних крыльях. В отличие от тополёвой, или малой переливницы оранжевые глазки имеются лишь на задних крыльях, а на белых перевязях задних крыльев имеются зубцевидные выступы. Для самок металлический отлив не характерен, их крылья светло-бурые.

Размеры. Размах крыльев до 9 см. Длина переднего крыла 33-47 мм.

Ареал вида. Центральная, Южная и Восточная Европа, Южный Урал, северо-запад Казахстана, Восточное Забайкалье, Северо-восточный и Центральный Китай, Приамурье, Приморье, Корея, Япония.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Калининградский, Карельский, Красноярский, Нижне-Амурский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Распространен в лесном и лесостепном поясах Восточной Европы. На север не проникает севернее Карелии и Южной Финляндии на западе региона и Удмуртии на востоке. Обитает во всех Балтийских государствах, Польше, Беларуси, на Западной, Северной и Центральной Украине. Широко распространен по всем Карпатским горам. Юго-восточная граница европейского ареала проходит по Южному Уралу и Среднему Поволжью.

Местообитания. Ивовые ассоциации в лесах различного типа, берега водоемов, каналов, рек. В Карпатах поднимается до 1500 м над ур. м.

Жизненный цикл. Везде развивается в одном поколении, бабочки встречаются с середины июня по начало августа. Самцы летают вдоль опушек и лесных дорог, часто образуют скопления по берегам луж, ручьев или на экскрементах крупных животных. Самки ведут скрытый образ жизни, встретить их можно лишь изредка на деревьях, истекающих забродившим соком. Нередко встречаются вместе с переливницей малой (Apatura ilia) и ленточником тополевым (Limenitis populi).

Размножение. Самка откладывает по 2 светло-зеленых яйца на лист кормового растения на высоте 1-2 метра от земли. Стадия яйца длится от 8 до 10 дней. Зимует гусеница раннего возраста. Стадия куколки длится 2-3 недели.

Кормовые растения гусениц. Populus tremula – осина, Populus sp. – тополь, Salix alba – ива белая, Salix aurita – ива ушастая, Salix carpea – ива козья, Salix cinerea – ива пепельная, Salix sp. – ива.

Время лёта. Июнь (2-3 декада), Июль (1-2 декада).

Охранный статус. Вид включен в Красные книги: Латвии (1998) (2 категория), Украины (2 категория), Смоленской (1997) (2 категория) и Московской (1998) (3 категория) областей России, Восточной Фенноскандии (1998) для Германии (4 категория), Швеции (3 категория).
Лимитирующие факторы: разрушение биотопов (вырубка естественных лесов, изменение породной структуры леса, урбанизация), применение пестицидов и общее ухудшение экологической обстановки в естественных местах обитания.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен евро-уральским номинативным подвидом. Полностью темные особи известны как форма – iole Denis et Schiffermuller. Крылья самцов на верхней стороне имеют фиолетовый отлив.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: