ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Нимфалиды – Nymphalidae Род Углокрыльницы – Polygonia

Углокрыльница С-белое
Polygonia c-album (Linnaeus, 1758)

Comma Butterfly

Углокрыльница C-белое - Polygonia c-album, углокрыльница це-белое, Polygonum c-album, Nymphalis c-album, Papilio c-album, Papilio f-album, Papiliog-album, Polygonia marsyas, Polygonia variegata, Polygonia pictior, Polygonia c-album chingana, Polygonia nakaharai, Polygonia sagitta, Polygonia suffusa, Polygonia castanea

Происхождение названия. C-album (c латинского) – ц-белое, названа по отличительному признаку – наличию белого с-образного штриха, пятна на исподе заднего крыла в виде латинской буквы "c".

Синонимы. Углокрыльница с-белое, углокрыльница ц-белое, = Polygonum c-album = Nymphalis c-album = Papilio c-album Linnaeus, 1758 = Papilio f-album Esper, 1783 = Papiliog-album (Fourcroy, 1785) = Polygonia marsyas Edwards, 1870 = Polygonia variegata (Tutt, 1896) = Polygonia pictior (Verity, 1919) = Polygonia c-album chingana (Kleinschmidt, 1929) = Polygonia nakaharai (Nomura, 1938) = Polygonia sagitta (Frohawk, 1938) = Polygonia suffusa (Frohawk, 1938) = Polygonia castanea (Verity, 1950).

Внешний вид. Крылья зазубрены, на исподе задних крыльев находится характерное белое пятно в виде буквы "С", откуда и пошло название бабочки. Из-за большой изменчивости характерного белого пятна на задних крыльях бабочки энтомологи не без юмора описали несколько форм, таких как o-album Newh., f-album Esp., j-album Spul., delta-album Der. или g-album Gillm. Кроме того, известны формы вовсе без этого пятна, например, extincta Rbl. или c-extinctum Schultz. Бабочки более светлой, нежели номинативная, формы hutchinsoni Robs. не зимуют, а дают потомство уже в августе-сентябре, из-за чего их нельзя встретить весной, когда летают лишь перезимовавшие углокрыльницы.

Размеры. Размах крыльев до 5 см. Длина переднего крыла 16-27 мм.

Ареал вида. Вся внетропическая Евразия до Японии включительно.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Восточно-Якутский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Чукотский, Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Вид обитает на территории всей Восточной Европы (кроме пояса тундр и пустынь).

Местообитания. Эврибионт. Встречается в разнообразных естественных биотопах, на сельхозугодьях, на территории городов и поселков и т.д. Поднимается в горы до 2000 м над ур. м. Вид является активным мигрантом.

Жизненный цикл. Развивается в двух поколениях, причем биология вида достаточно необычна. Имаго выходят из куколок в конце июня, причем среди особей с типичной окраской примерно треть бабочек светлой летней морфы hutchinsoni Robson. Бабочки типичной формы активны до поздней осени, зимуют и весной следующего года летают до начала июня. Особи летней морфы, как правило, живут только до конца июля, а их потомство – второе поколение, имеющее типичную форму, появляется в начале августа и затем также зимует.

Размножение. Перезимовавшие самки откладывают по 1 яйцу на различные виды кустарников и трав. Эмбриональное развитие длится около 5 дней.
Гусеницы держатся обычно на нижней стороне листьев, реже скрепляют его согнутые края шелковиной, делая себе убежище, окукливаются на кормовых растениях или в каком-либо укрытии. Куколка свободная и прикрепляется головой вниз, стадия куколки – 9-15 дней.

Кормовые растения гусениц. Corylus avellana – лещина обыкновенная, Grossularia reclinata – крыжовник обыкновенный, Humulus lupulus – хмель обыкновенный, Linaria vulgaris – льнянка обыкновенная, Linaria sp. – льнянка, Lonicera sp. – жимолость, Ribes nigrum – смородина черная, Ribes rubrum – смородина красная, Rubus idaeus – малина, Rubus sp. – малина, Salix alba – ива белая, Salix carpea – ива козья, Salix sp. – ива, Ulmus glabra – ильм, Ulmus sp. – вяз, ильм, Urtica dioica – крапива двудомная.

Время лёта. Март (3 декада), Апрель, Май, Июнь (1 декада), Июль, Август, Сентябрь, Октябрь (1 декада).

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: